В минувшую пятницу губернатор Петербурга наложил вето на целевую программу развития физкультуры и спорта в Петербурге, которая превращается в газонокосилку для цветов жизни. Что можно сказать о человеке, который всерьез вознамерился построить здание, начав с крыши? Именно... Такому индивиду стоило бы проверить свой интеллектуальный потенциал у компетентного специалиста. А в том, что касается некоторых функционеров, так тут вообще бы, наверное, стоило сделать подобные проверки плановыми и обязательными. Тогда бы, к примеру, стало ясно, в каком состоянии находились могучие умы чиновников питерского спорткомитета, господ Павлия и Шейченко, когда они разрабатывали Закон "О целевой программе развития физкультуры и спорта в Санкт-Петербурге". На высшие спортивные достижения, согласно этому закону, выделение средств существенно возросло, а вот на фундамент, с которого весь спорт начинается, то есть на детское спортивное воспитание, финансы урезаны, да к тому же и распределены так, словно в порыве умопомрачения... На этот вывод наталкивает сравнение первоначального проекта этого закона, появившегося еще при прежнем губернаторе Владимире Яковлеве, и последней редакции документа, принятого Законодательным собранием в третьем чтении 15 декабря 2003 года.
Сейчас депутаты и чиновники городского правительства бодро рапортуют о значимости проделанной работы. Безусловно, деньги на спорт - это большой подарок для Питера. Власть то ли под влиянием президентских указов, то ли действительно почуяв, что физическое здоровье населения - дело национальной важности и с них вскоре спросят, все же выделила на спорт более 3 миллиардов рублей. Как известно, эти деньги будут осваиваться вплоть до 2006 года. На них предполагается строительство спортивных сооружений, закупка спортинвентаря, организация соревнований и пр. Подобный закон нужен был давно, и его актуальность на фоне таких широко развившихся явлений, как наркомания и детская преступность, ясное дело, не вызывает сомнений. Но вот содержание зачастую критики не выдерживает... Здесь пора уже обратиться к фактам. Так вот, по сравнению с первым вариантом закона доля комитета по спорту возросла с 33,17% до 48%. А расходы на физическую культуру и детско-юношеское спортивное воспитание, наоборот, сократились с 26,28% до 24,5%.
А теперь зададимся вопросом: кому и на что будут выданы деньги. Вот, к примеру, школа N45 Приморского района, которая в прошлом году выиграла смотр-конкурс и получила в качестве подарка от Яковлева 5 миллионов рублей на создание и реконструкцию спортивной базы. Сейчас здесь прекрасные спортзалы, рекреация, оборудованная под тренажерный зал, перед школьным зданием сделали каток и стадион. И вот согласно новому закону школа получает еще 200 тысяч. Здорово. Но почему же другая альма-матер, расположенная по соседству, где вообще прогнили полы в спортзале, получает всего 150 тысяч, тогда как на более или менее нормальный ремонт денег требуется на порядок больше?
Вот еще пример: неизвестно почему большую сумму в размере 1 миллиона 229 тысяч рублей выделили на какой-то совершенно невразумительный "смотр физической готовности учащихся школ к жизнедеятельности" (как загнули-то!). Эта сумма поступит комитету по образованию. На это же без сомнения важное дело выделено еще 646 тысяч, но уже в комитет по спорту. Спрашивается, зачем нужно на один и тот же смотр давать деньги аж в два комитета, да еще и притом, что в школах давно существует своя система оценки спортивной подготовки учащихся - различные спартакиады и т.д. и т.п.
Кстати, говоря о "готовности к жизнедеятельности", стоит заметить, что авторы этих казенных строк - в прошлом военные. Шейченко успел после службы поработать в комитете по образованию, откуда, говорят, его интеллигентно выперли, то есть уволили "по его собственному желанию", после, вроде как, имевшего место быть выговора. Вот, собственно, такие интересные личности пишут у нас законы.
Кстати, среди разработчиков закона значится и комитет по образованию. Где же были его представители? Как выяснилось, комитет практически не причастен к созданию документа. Как нам ответствовали в этом ведомстве, бумаги пришли к ним аккурат за сутки перед обсуждением их в местном парламенте. Понятно, что за такой срок не многое можно исправить.
В итоге из 52 детских спортивных школ (СДЮШОР и ДЮСШ), принадлежащих комитету по образованию, где дети занимаются спортом бесплатно, целевую финансовую помощь на ремонт получат лишь 10 на общую сумму порядка 12 млн. рублей. Между тем как на 9 спортивных объектов спорткомитета придется 50 млн. Вот, к примеру, на ремонт базы спортивной школы клуба "Зенит", подведомственной спорткомитету, выделено 13 млн. 700 тыс. рублей. Другое дело, что у школы этой базы нет, а занимается она на арендованных площадях. Адрес же, куда должны поступить деньги... Миллионная, 22 - то есть сам спорткомитет. Разве может чиновник забыть про себя, любимого. В то время, как в спортзалах гниют полы, чиновники выделяют себе 700 тыс. на организацию семинаров для административных руководящих работников. Внушительная сумма причитается комитету по печати на создание телефильмов и передач о спортивных успехах.
Интересно, какими они будут, если, к примеру, на закупку спортинвентаря в общеобразовательных школах, согласно закону, отведена такая сумма, которая позволяет закупать лишь деревянные лыжи образца 30-х годов прошлого века и прочие товары, которые через месяц превращаются в хлам. И немудрено, что потом родителей заставляют раскошеливаться на своих отпрысков, покупая то, что является вообще-то прерогативой БЕСПЛАТНОГО школьного образования. Впрочем, было бы ошибкой утверждать, будто школы остаются, так сказать, за бортом. Но забота о них весьма своеобразна, вместо спортивного инвентаря, о котором мы уже упоминали, чиновники решили выделить аж 900 тыс на строительство спортивных площадок. Видать насмотрелись американских фильмов, как где-нибудь в солнечной Калифорнии местная шпана играет в баскетбол. Конечно, и на это деньги тоже нужны. Но у нас не Майами, и большинство занятий для школьников проводятся в спортзалах. А тут, как известно, с баскетболом зачастую туго, и корзины поломаны, и мячи овальной формы и т.д. и т.п.
А вот еще одна интересная статья: на установку нормативов для оказания спортивно-оздоровительных услуг населению законом выделено 450 тыс. рублей. Какие нормативы вообще могут быть, когда речь идет об оказании услуг? Любопытно, как в ныне модном тренажерном зале, за занятия в котором немало платишь из своего кармана, от тебя начнут требовать выполнения каких-то нормативов? И вот ради этого наверняка будет создана рабочая группа (вероятно, из бывших военных), которая возьмет да и позаимствует старые нормативы ГТО и получит за это несколько сотен миллионов.
Зато на ремонт физкультурных сооружений спортшкол средства, по сравнению с первоначальным вариантом закона, сократились со 117 до 12 млн. На создание запланированных бесплатных физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК), являющих собой легкие металлические "ангары", из запланированных 56 млн. теперь отведено 11 млн. Зато более половины всех средств отведено на строительство спортивных сооружений, заказчиком которых является спорткомитет, а получателем неизвестно кто.
В принципе, можно еще долго приводить подобные примеры, их перечень, поверьте, большой. Но в принципе уже ясно, что денег не жалеют там, где можно будет в сжатые сроки выкачать еще больше. Бесплатное детское спортивное воспитание сюда не относится, хотя высшие спортивные рекорды ставят бывшие ученики именно детско-юношеских школ. А если это не так, то почему к расчетам не привлекли компетентных специалистов, которые в том же уважаемом спорткомитете уж точно имеются? В результате закон вышел. И он бесспорно необходим, но не в таком безалаберном варианте...
Версия в Питере ,
19.01.2004