|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Матвиенко взялась за шланг
29.10.2003 00:01
Наступление российских властей на нефтяную империю ЮКОС совпало с наступлением питерских властей на своих бензиновых королей. В прошлую пятницу Валентина Матвиенко «построила» в Смольном представителей топливных компаний. Последние оказались, по сути, перед тем же выбором, что и Михаил Ходорковский: либо терять свое положение, либо играть по правилам, предложенным властью.
Вам в городе великом жить Для Ходорковского «игра по правилам» означала «не лезть в политику». Питерским нефтетрейдерам, чтобы выжить на рынке, придется помогать бюджету северной столицы. Валентина Матвиенко поставила их перед выбором - тем, кто не начнет платить топливные акцизы в городскую казну, придется «заморозить» свой бизнес. Для начала администрация Санкт-Петербурга не допустит их к строительству новых АЗС, количество которых на берегах Невы в ближайшие годы удвоится (вырастет с 258 до 500). А в перспективе ослушников ждут «административные рычаги воздействия» и вообще несладкая жизнь. «Компании, которые не могут солидно работать, будут вытеснены конкурентным способом», - заявила губернатор. Действующий российский закон позволяет торговцам выбирать, где рассчитываться за бензин с государством. Акциз не обязательно выплачивается там, где топливо попадает в бак автомобиля, - его может заплатить поставщик в самом начале цепочки, пополнив, к примеру, бюджет Тюменской области. В результате в свой бюджет Санкт-Петербург в 2003 году вместо 2,7 миллиарда «топливных» рублей получит чуть больше полумиллиарда. За тремя зайцами Столь серьезная недоимка в следующем году никак не устроит нового губернатора. Валентине Матвиенко на прошлой неделе и так досталось от общественности «на орехи» за проект бюджета-2004. Городской парламент принял в первом чтении скромный проект с 80 миллиардами доходов и 3,7 миллиарда дефицита. Причем многие депутаты выражали недовольство, но все равно голосовали «за». Главный же парадокс состоит в том, что проект бюджета разрабатывался еще старым городским правительством и во время недавней избирательной кампании нещадно критиковался видными экономистами из «команды» будущего губернатора. В частности, профессор Михаил Бродский, отвечавший в Проектном комитете Валентины Матвиенко за вопросы бюджетно-финансовой политики, а сейчас представляющий губернатора в ЗакСе, утверждал, что бюджет-2004 не может быть меньше 105 млрд. рублей. «Наезд» на топливные компании («Почему так неуважительно относитесь к городу, в котором работаете?») позволяет Валентине Матвиенко убить сразу нескольких зайцев. «Подобрав» лежащие у всех на виду деньги, губернатор покажет, что огорчаться и зацикливаться на цифрах бюджета не стоит: предвыборные обещания все равно будут выполнены. Положено начало формированию образа нового градоначальника - решительной и строгой женщины, русского варианта Маргарет Тэтчер. Но самое главное, что под флагом борьбы за пополнение бюджета в Санкт-Петербурге началось давно ожидавшееся переключение финансовых потоков. Акциз на службе Во времена Владимира Яковлева топливный бизнес в Питере сблизился и с властью, и с криминалом. Город сотрясали то скандалы вокруг поставок топлива муниципальным предприятиям, то выстрелы по «бензиновым королям». Большую часть питерского топливного рынка контролируют три местные компании - Петербургская топливная компания, «Балт-трейд» и «Фаэтон». ПТК уже платит акцизы в бюджет Санкт-Петербурга. Однако в целом возможности местных торговцев по части «безакцизного» бензина не сравнятся с возможностями российских гигантов. «Лукойл», не контролирующий сегодня даже 10% питерского рынка, и «Сургутнефтегаз» уже выразили готовность поставлять на берега Невы в неограниченных количествах такое топливо, за которое никто в других регионах не платил. Крупным корпорациям нужны «живые» заправки, «федералам», посадившим в Смольный своего губернатора, - финансовый ресурс, прежде замыкавшийся на старую питерскую «семью». Их интересы сошлись. Какие совместные действия последуют, уже понятно. Если не выйдет с местами под новые АЗС, найдутся другие средства. Например, контроль за качеством отпускаемого топлива. Этот вопрос тоже поднимался Валентиной Матвиенко на недавнем совещании в Смольном. Пока неясно только одно - как конкретно будет выглядеть переделанный топливный рынок. По информации «АиФ-Петербург», речь идет не только о продаже местными операторами своего бизнеса. Ближе к концу ноября «яковлевских» нефтетрейдеров может с успехом заменить некий новый топливный холдинг, созданный структурами, близкими к новой власти.
АиФ-СПб ,
29.10.2003
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |