Сегодня полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко может быть объявлена победительницей губернаторских выборов в Северной столице. Единственное, что может отравить ей радость победы, - рекордно низкая явка избирателей. Предварительные итоги выборов питерский горизбирком обнародует сегодня. Матвиенко имеет шансы победить уже в первом туре. По данным exit polls на 17. 00 (опросы избирателей на выходе из участков проводило Агентство социальных исследований) , за Матвиенко отдали свои голоса 50,6% избирателей, а за ее главного конкурента, питерского вице-губернатора Анну Маркову, - 13,6%. Третье место занимал кандидат "против всех", которого поддержало 12% петербуржцев.
К моменту закрытия избирательных участков (20. 00) к урнам пришло, по данным горизбиркома, всего 24,5% петербуржцев (для признания выборов состоявшимися в них должно участвовать не меньше 20% избирателей). Более низких показателей явки Петербург не знал. Во втором туре губернаторских выборов 1996 г. на избирательные участки пришли 49% петербуржцев, в 2000 г. явка составила 47,7%. Три года назад 72,7% горожан поддержали Владимира Яковлева, который летом подал в отставку, после чего занял пост вице-премьера в федеральном правительстве.
Вчера петербуржцы выбирали самого достойного из девяти кандидатов. К концу августа рейтинг Матвиенко достиг 42% , а в начале сентября на виду у телекамер победы на выборах пожелал ей лично президент Владимир Путин. Маркова в конце августа, по данным АСИ, могла рассчитывать на 7,5% голосов.
"Низкая явка объективно работает на Матвиенко, поскольку в ее электорате преобладают люди пожилого возраста", - говорит Вадим Карасев, руководитель направления политических и электоральных исследований компании RMC.
Предвыборная кампания в Петербурге выдалась богатой на нестандартные приемы агитации, говорят политтехнологи. Директор Фонда политических исследований Андрей Федоров считает, что в Петербурге были созданы качественно новые черные политические технологии, которые затем будут опробованы на федеральном уровне. По его словам, очевидных нарушений закона стало меньше, а политические технологии - гораздо грязнее. Например, через несколько дней после встречи Путина и Матвиенко группа граждан вывела на Невский проспект коня, рядом с которым был развернут лозунг "Если президент попросит, петербуржцы выберут и коня? " и стояли импровизированные урны. Незадолго до выборов в городе появилось "патриотическое" движение "НеВАЛЯшки", выступившее против московских "Валенков".
Низкую явку эксперты объясняют апатией избирателей в условиях фактически безальтернативных выборов. Игорь Минтусов, председатель совета директоров группы компаний "Никколо М", называет низкую явку формой протеста против навязанного кандидата. "Простой человек не чувствует своей причастности [к политике], - констатирует политконсультант Олег Матвейчев из Baxter Group. - Это характерно даже для Петербурга, где много интеллигенции и состоятельных людей, что уж говорить про глубинку". А Татьяна Протасенко из Института социологии РАН отмечает, что в последнее время на выборы не ходят люди с высшим образованием и высоким уровнем достатка. По ее словам, кампания носила регионально-провинциальный характер, кандидаты не поднялись выше уровня "дверей и канализации".
Ведомости ,
22.09.2003