Против президента и его полпреда подан судебный иск об использовании чиновниками категории «А» служебного положения в предвыборных целях. Иск подала кандидат в губернаторы Санкт-Петербурга Анна Маркова. Одновременно она направила жалобы в ЦИК и Генпрокуратуру на то, что полпред президента нарушила закон о выборах.
Как заявили «Газете.Ru» сотрудники штаба Анны Марковой, в среду завершилась юридическая подготовка судебного иска о грубом нарушении федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» со стороны полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Валентины Матвиенко. Как и Маркова, Матвиенко баллотируется на пост губернатора Санкт-Петербурга.
Формально находясь в отпуске, в понедельник вечером она была принята Владимиром Путиным как бы по вопросам, касающимся финансовых проблем северной столицы. Как бы, потому что Путин перед камерами сделал следующее заявление: «Вы один из кандидатов. Я искренне желаю вам победы на выборах. Но прошу заняться этими вопросами, несмотря ни на какую загрузку, связанную с предвыборной ситуацией. Поработайте как следует над бюджетом-2004». В ходе встречи полпреда и президента последний опять же прямо перед камерами звонил министру финансов Алексею Кудрину и уточнял у него объем средств, выделяемых городу. И все это затем в деталях было показано по государственным телеканалам. Причем сначала поздно вечером в понедельник, а затем еще и утром во вторник.
Во всех этих действиях Анна Маркова усматривает нарушение нескольких пунктов статьи 48 закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», которая запрещает проводить предвыборную агитацию чиновникам категории «А» с использованием ими преимуществ должностного или служебного положения.
В штабе Марковой корреспонденту «Газеты.Ru» рассказали, что в направленном в среду в суд иске изложено «требование разобраться с этим инцидентом, так как это действительно вопиющее нарушение избирательного законодательства». Кроме того, соответствующие заявление о факте нарушения избирательного законодательства Маркова направила в среду в ЦИК и Генеральную прокуратуру России, попросив их «принять предусмотренные законом меры в отношении должностных лиц, допустивших нарушения федерального закона о выборах».
Впрочем, как показала оперативная реакция на эти события тех, кто должен следить за чистотой и честностью выборов – представителей городской избирательной комиссии и ЦИК, если кто-то и будет наказан за столь беспрецедентное давление на избирателей, то это будут журналисты.
Вот что заявила сегодня корреспонденту «Газеты.Ru» на просьбу прокомментировать появление судебного иска и двух жалоб от Марковой член горизбиркома Санкт-Петербурга Марина Сахарова: «Как кандидат Маркова абсолютно права, это ее право, право кандидата. Но вот если без эмоций посмотреть сюжет, то никакого нарушения там нет. Пока дать официальную оценку сюжету от лица избиркома я не могу, мы коллегиальный орган, и эта запись будет исследоваться, но, по первым впечатлениям, ничего не нарушено. Встретились два чиновника, обсудили проблемы субъекта федерации – это нарушение? Грань между агитацией и информацией очень тонкая, поэтому мы будем тщательнейшим образом изучать записи телеканалов и после этого уже будем решать, что и как».
А глава ЦИК Александр Вешняков, когда журналисты попросили его сегодня дать оценку встрече Матвиенко и Путина, и вовсе пытался вывернуться и уйти от прямого ответа.
Он заявил, что журналисты обратились к нему не по адресу, и посоветовал получить все разъяснения у питерской избирательной комиссии. «Если же официальное разъяснение комиссии не удовлетворит конкурентов Матвиенко, они смогут обратиться в ЦИК», – пояснил Вешняков. Но журналисты не унимались и завалили главу ЦИК конкретными вопросами – мог или не мог Путин говорить то, что сказал; могла Матвиенко встречаться с Путиным или не могла, находясь как полпред в отпуске и участвуя в качестве кандидата в предвыборной кампании… В итоге Вешняков был вынужден признать, что встреча президента с полпредом была пиар-акцией:
«В отношение того, пиар-кампания это или нет, я считаю, что да – это пиар-компания. Но те, кто ее задумал, должны знать, что, возможно, этой акцией они получат обратный задуманному эффект. Или наоборот…» – таинственно улыбнулся председатель ЦИКа.
При этом Вешняков прямо заявил, что вся ответственность за нарушение закона о выборах лежит не столько на Путине или Матвиенко, сколько на журналистах:
«Здесь могут быть вопросы как к одним участникам встречи, так и особенно к тем средствам массовой информации, которые вольно или невольно втянулись в эту пиар-кампанию», – сделал вывод глава ЦИК. Когда же у него спросили, как с юридической точки зрения он расценивает, когда президент публично желает удачи на выборах одному из кандидатов, председатель ЦИКа привел бытовую аналогию: «Знаете, на кухне я тоже вам могу пожелать победы, но тема агитации может звучать по-разному в разных ситуациях». И добавил, что окончательная оценка происшедшего должна зависеть от того, как встреча Путина и Матвиенко освещалась для избирателей Санкт-Петербурга. «Я сам того, как это преподносилось региональными СМИ, не видел. Я же в Москве живу, не в Санкт-Петербурге», – самоустранился Вешняков. То есть у главы ЦИК есть сомнения по поводу того, что не все федеральные телеканалы принимаются в Петербурге.
Очевидно, что при таком подходе ЦИК к обеспечению честных выборов рассчитывать Марковой на принципиальную оценку происшедшего со стороны местного и федерального избиркома бессмысленно.
А так как суд в обязательном порядке затребует при рассмотрении иска мнение об инциденте у горизбиркома и ЦИК, то ничем серьезным грубое нарушение избирательного законодательства ни Матвиенко, ни Путину не грозит. Разве что некоторые жители города сделают для себя выводы и либо просто не пойдут на выборы губернатора, либо проголосуют за кого угодно, только не за Матвиенко. Так как иных инструментов привлечь ее к ответственности, как выяснилось, несмотря на суперстрогое новое предвыборное законодательство, не существует.
Газета.Ру ,
4.09.2003