Скандал, которого ждали от петербургского горизбиркома, не состоялся.
Теперь можно сосредоточиться на главном: предвыборных программах кандидатов. Самая основательная и толстая (восемь увесистых папок) — у кандидата номер один Валентины Матвиенко. Называется программа "Семь шагов" и является плодом коллективного творчества сотрудников предвыборного штаба полпреда. Среди них — экономист Дмитрий Гавра, специалист по занятости Дмитрий Чернейко, политолог Александр Юрьев. Суконный язык полупрофессиональных терминов причудливо перемешан с выспренностью ("причастность к обновлению Санкт-Петербурга должна наполнить смыслом жизнь каждого петербуржца"), но дело не в форме, а в сути — самих "шагах", которые обозначены как "первоочередные действия нового губернатора".
На первый взгляд действия эти охватывают довольно широкий спектр проблем — от борьбы с бедностью до повышения доходов населения, от уборки мусора до решения транспортных и жилищных проблем, от движения навстречу федеральной власти до забот садоводов. Но уже второй взгляд поражает отсутствием чего-либо нового. С теми же предвыборными обещаниями семь лет назад во власть входил Владимир Яковлев. Укрепляющий ныне ЖКХ России, он оставил в Питере нерасселенные коммуналки и рабочие общежития, плохие дороги и кризис коммунального хозяйства.
Похоже, время остановилось. Эксперты, анализирующие нынешнюю программу Валентины Матвиенко, указывают основной ее недостаток: мало определить проблему, надо понять, как и за счет каких средств ее решать.
Если не считать острой новизны самих шагов — "навстречу власти, навстречу городу, навстречу Европе" и далее, легко различить за этими энергичными движениями старую советскую демагогию.
Социологи вообще отмечают: для кампании Матвиенко характерна ставка на уцелевшие острова советского сознания, смесь старого и нового, приспособление прежних брендов под нынешние надобности. Например, плакат, который отныне можно встретить повсюду: "Город — это вы, ленинградцы!". Вершинным достижением в этом роде является акция "Народный контроль", рекламой которой заполнено и телевизионное, и городское пространство.
Суть акции — популистская идея контроля власти (читай: бюрократов-чиновников) гражданами тоже заимствована. Антибюрократическая программа на прошлых выборах входила в программный пакет "яблочника" Игоря Артемьева. Злые языки утверждают, что подоплека "Народного контроля" проста, как репа: некая маркетинговая структура создала базу данных по жалобщикам всех родов и мастей и с барышом продала полпредству. Там базу решили пустить в дело. К пропаганде "Народного контроля" приставлены опытные пиарщики. Основана акция на типичной подмене — граждан толкают не столько к объективной оценке действий власти, сколько к доносительству. Просят, короче говоря, стучать и сливать информацию по конкретным телефонам. Идея обоюдоострая, ведь неудовлетворенный жалобщик — опасный противник на выборах.
Дойдет дело до второго тура или нет, важнейшая борьба, считают наблюдатели, развернется за второе место. Портфели городского правительства делятся сейчас. Скажем, на должность будущего главы комитета по общественным связям рекомендуются сразу три человека из питерских масс-медиа, а на пост председателя правительства претендуют Андрей Лихачев, начальник "Ленэнерго" и бывший вице-губернатор Михаил Антонов.
Время МН ,
7.08.2003