Выборы - рынок, политтехнологи - сейлсмены, рекламирующие товар - кандидата. Нынешние петербургские выборы тоже рынок, только монопольный. Мы выбираем губернатора, как дворника, тротуар на Невском проспекте или систему горячего теплоснабжения: берите, что дают. Другого жэка у нас для вас нет. Вас много, я - одна. Летайте самолетами Аэрофлота, при пожаре звоните 01.
Продавцы Матвиенко уверены, их товар купят: куда денутся? Расчет неправильный. Других поставщиков воды, газа и электричества, кроме "Водоканала", ТЭКа и "Ленэнерго", у нас действительно нет, без света, тепла и воды - не обойтись. Но если 21 сентября 2003 года большинство избирателей проголосуют против всех (то есть против Валентины Ивановны), шпиль Петропавловки не рухнет, а пробки на Невском не увеличатся и не рассосутся. Нами до поры поруководит Александр Беглов, потом назначат новые выборы. Ничего не изменится: "Зенит" доиграет чемпионат, Эрмитаж откроет выставку, "Балтика" продолжит разливать пиво.
Менеджеры по продажам товара "Матвиенко" действительно пострадают, но нам-то что за дело. Не надо халтурить. У Валентины Ивановны - три ипостаси, продавцы из полпредства обращают внимание потребителя только на одну - наименее убедительную.
Кандидат в губернаторы стараниями своих политтехнологов воспринимается горожанами прежде всего как телевизионный персонаж. Виртуальная реальность "Валентина Ивановна" выполнена по преимуществу в поэтике популярных комсомольских передач 1983-го примерно года выпуска: даже не "КВН", скорее "А ну-ка, девушки!". Почтенная матрона, расцвеченная в цвета "Бенетон", совершает какие-то бодро молодежные ужимки и прыжки, болтает со старшеклассницами, шлет воздушные поцелуи футбольным болельщикам. Будто она не почтенный политический деятель, а солистка группы "Стрелки". Но эта бодрая масляковская стилистика до конца не выдержана: уж прыгать так прыгать. Нет, через минуту та же Валентина Ивановна что-то говорит с трибуны по бумажке упитанным мужчинам с барсетками.
Танцующая Хакамада - это нормально, как и говорящий Путин. Но представьте себе танцующего Кудрина или читающего по бумажке речь Жириновского. Вдохновляет? Образ Матвиенко на экране не может вызвать у нормального потребителя ничего, кроме неприязни, в лучшем случае - равнодушия. Это в электоральном поле у претендентки на Смольный нет конкурентов. А на рекламном рынке приходится конкурировать с порошком "Тайд" и пивом "Клинское". Мало того, потребитель рекламы "Клинского" знает: не понравится этот бренд - куплю "Невское", а вот кроме Матвиенко выбора нет - или покупать, или отказываться. Развращенные товарным изобилием и конкуренцией, за последние 10 лет мы научились выбирать и отказывать. Потребительский навык легко переносится с товара на товар: с чипсов на автомобили, с членов совета директоров на губернаторов и депутатов. Такую губернаторшу выбирать нет сил: зачем нам эти ужимки и прыжки, Петербург - культурная столица, четвертый мегаполис Европы. Те, кто сидит на предвыборном ресурсе и пилит выделенный им бюджет, -гонят заказчику абсолютную халяву. Со стороны рекламная кампания выглядит как подстава, очевидная диверсия. Даже Собчака в 1996-м рекламировали убедительнее.
Хотелось бы напомнить партии новой власти - в Петербурге объединенный телевизор уже проиграл не одни выборы. Здесь давления не любят. Да и сама Валентина Ивановна может вспомнить свой горький опыт четырехлетней давности.
Хотите избраться? Работайте честно - как в ДЛТ, "Икеа" или любом ресторанчике улицы Белинского. Скажите - кто войдет в правительство, что и когда построят, будет ли слон в Зоопарке, подземный переход на углу Невского и Литейного? Надо работать с избирателем, а не вести себя как продавцы "МММ" в Верхней Коряжме. Иначе, извините. Вы одна, но нас - много.
Ваш тайный советник ,
7.07.2003