Уход Владимира Яковлева не вызывал сомнений. Были основания предполагать, что это представят как повышение - вполне в "корпоративных" традициях советской аппаратной этики. Однако финальный акт "капитуляции" градоначальника превзошел самые смелые ожидания. Использованная технология запрограммировала небезупречную и с политической, и с моральной стороны систему координат, в которой будет решаться судьба выборов нового губернатора Петербурга. Огорчает и другое: в способе "решения вопроса" с Яковлевым региональные элиты могут уловить опасный для федерализма сигнал: Президенту в реальности не хватает легендарной "политической воли", чтобы публично назвать вещи своими именами. Кроме того, сомнительные электоральные комбинации развязывают руки тем, кто упрекает Путина в авторитарности и фактическом навязывании избирателям ставленника Кремля на безальтернативной основе.
Президент шутит?
"Ружье выстрелило", как и ожидалось, во время заседания Госсовета. Чтобы окончательно превратить отставку Яковлева в фарс, место действия было выбрано идеально. Зимний дворец, Тронный зал, помпезное заседание не имеющего конституционных полномочий Госсовета, обсуждение проблем российской культуры. И вдруг возникает вопрос "о подготовке к зиме" и Президент объявляет о назначении шестого вице-премьера правительства РФ, который будет курировать ЖКХ, строительство и транспорт. Яковлев с мрачным видом встречает это известие, подкрепленное вручением ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (за подготовку к юбилею), а премьер-министр Касьянов явно без энтузиазма взирает на новоявленного подчиненного.
Абсурдность - в том, что до сих пор Яковлева критиковали именно за неудовлетворительную ситуацию в ЖКХ, изношенную инженерную инфраструктуру, разрушение жилого фонда, сведение почти к нулю жилищного строительства за счет бюджета, за проблемы дорог, наконец за сомнительные проекты типа Ледового дворца или котлована для РАО "ВСМ". И вдруг ему доверяют трудиться в этой самой сфере, только уже в масштабах страны! Хотя, возможно, слова Президента об успехах Яковлева в Петербурге можно расценить как своеобразный юмор. Так же, как и назначение в правительство, которое может просуществовать несколько месяцев. Говорят, при его реформировании в первую очередь пострадают вице-премьеры с расплывчатыми функциями и Яковлев может оказаться "слабым звеном".
Электорат не "загружается"
Как бы то ни было, сценарий смены городской власти прояснился. Скорее всего, выборы назначат на 21 сентября и единственным кандидатом, поддержанным Кремлем и имеющим шансы на победу, будет Валентина Матвиенко. Говорят, вынуждены были отказаться от попыток препятствовать выдвижению Матвиенко "питерские чекисты", в частности заместитель главы администрации Виктор Иванов (якобы при его покровительстве вице-губернатор Анна Маркова решилась на скандальный демарш).
Естественно, сама Матвиенко говорит, что еще не приняла окончательного решения об участии в выборах: мол, необходимо "провести серию консультаций и выяснить, каков у меня ресурс поддержки в городе". Однако, по имеющейся информации, уже на следующий день после указа Президента Валентина Ивановна на встрече с лидерами фракций ЗакСа вполне определенно заявила о своих губернаторских планах. Если не считать административного ресурса, то на ее стороне прежде всего фактор времени - он не оставляет конкурентам шансов на должную раскрутку. К тому же лето вообще не лучшее время для политической "загрузки" избирателей.
Наконец, электорат Яковлева достаточно легко может перейти к Матвиенко - на фоне риторики о сохранении стабильности и обеспечении "преемственности".
В сложной ситуации оказывается Оксана Дмитриева, которая и без ведения кампании обладает высоким рейтингом (10-15%). Участием в выборах она способна доставить неприятности Матвиенко. Но сможет ли сама Дмитриева (и Кремль) найти способ конвертировать свой политический потенциал во что-то взаимно приемлемое? При этом она не может не учитывать то обстоятельство, что отказом от борьбы рискует разочаровать преданный ей женский электорат.
Кто дублер?
Пока не отказывается от своей заявки Маркова. Но непонятно, какие партии ее поддержат. С "Единой Россией" все и так ясно, СПС обещал присягнуть любому кандидату "от Путина", для "Яблока" она неприемлема как вице-губернатор, лидеров КПРФ благодаря старым комсомольско-исполкомовским связям вынудят как минимум занять нейтральную позицию в отношении Матвиенко. Не стоит забывать, что на полковника милиции Маркову можно будет повлиять и через силовую "вертикаль".
Можно вообразить появление некоего кандидата, представляющего интересы петербургского бизнеса и защищающего его от экспансии капитала московского (хотя бы с целью торга о сохранении статус-кво в отдельных секторах городской экономики). Казалось, что в подобном качестве хочет позиционировать себя бывший глава канцелярии губернатора Юрий Антонов. Но пока он не идет дальше обычных консультаций с различными бизнес-группами. По слухам, взвешивает все за и против и спикер Госдумы Геннадий Селезнев.
Что же касается председателя Совета Федерации Сергея Миронова, то, по слухам, субъективно ему хочется стать губернатором Петербурга (это удобная стартовая площадка для участия в президентских выборах 2008 года). Но бросить Миронова на штурм Смольного Кремль может только в случае, если реакцией на "управляемые выборы" станет отторжение обществом фигуры Матвиенко, т.е. катастрофическое падение ее рейтинга.
Эксперт-Северо-Запад ,
23.06.2003