Уважаемые депутаты!
Позвольте выразить вам мою искреннюю признательность за приглашение в Законодательное Собрание, за предоставленную возможность выступить.
Контакты, взаимодействие органов, представляющих различные ветви и уровни власти, важны всегда. Они особенно важны сегодня, когда в связи с назначением Владимира Анатольевича Яковлева на работу в Правительство Российской Федерации, он досрочно покинул пост губернатора Санкт-Петербурга. Его работа на этом посту получила достойную оценку. Об этом говорит назначение Владимира Анатольевича на высокую должность заместителя Председателя Правительства России, награждение орденом Российской Федерации. Все мы желаем ему успехов на новом поприще.
Главная задача, которая стоит сейчас перед законодательной и исполнительной властью Санкт-Петербурга, перед полномочным представителем Президента Российской Федерации заключается, на мой взгляд, в том, чтобы совместными усилиями обеспечить нормальный, устойчивый ход жизни в городе. Мы не должны допустить ничего, что могло бы негативно сказаться на социальной и экономической сфере, безопасности и порядке, состоянии городского хозяйства, предпринимательской деятельности. Мы обязаны сделать всё, чтобы выборы нового губернатора прошли в строгом соответствии с законом, честно, в спокойной политической обстановке и здоровой моральной атмосфере. Иными словами, мы не должны допустить возникновения хотя бы на короткий период вакуума власти, потери управляемости городом. Справимся с этой задачей — значит, выполним свой долг перед Санкт-Петербургом, его жителями.
Ключевым условием успешного решения этой задачи является консолидация общественно-политических сил, интеллектуальных и нравственных ресурсов, властных структур нашего города.
Говоря так, я, естественно, не призываю к единомыслию и единодушию всех и вся. Все мы имеем право на собственные взгляды и мнения, можем по-разному оценивать какие-то явления, события, процессы. Это одно из основных наших достижений. Но свобода, демократия — это ещё и умение слушать и слышать иные мнения и взгляды, умение приходить к общему знаменателю, находить взаимоприемлемые решения. Без такого умения общество погрязает в междоусобице, способность власти к созидательной работе падает едва ли не до нуля. Страдают же от этого в первую очередь люди.
Наш город не однажды оказывался в такой ситуации. Распри, склоки, взаимные препирательства между властными структурами, партиями, политиками — всё это мы уже проходили. Здесь одна из основных причин того, что в городе накопилось так много острых проблем. Думаю, не ошибусь, если скажу, что одно время их масса вплотную приблизилась к тому, чтобы стать критической. Подготовка к 300-летию Санкт-Петербурга, помощь, оказанная в связи с этим федеральной властью, позволила смягчить некоторые из них. Подчёркиваю, смягчить, но не решить полностью.
Петербуржцы ждут от властей города, от партий, общественных организаций, от делового сообщества продолжения начатой в преддверии юбилея активной работы по решению накопившихся проблем. Это невозможно без конструктивного взаимодействия Законодательного Собрания и Администрации Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, без консолидации общественно-политических сил нашего города. Считаю, что мы можем и должны, наконец, начать сводить мосты, которые так долго были разведёнными. Объединять усилия для достижения нашей общей цели — решения коренных проблем Санкт-Петербурга, превращения его в город, у которого не только великое прошлое, но и не менее достойное настоящее и будущее.
Мы оказали бы очень плохую услугу городу, его жителям, если бы занялись политической ревизией предшествующего периода, выяснением отношений, искать, кто и в чём виноват, составлять «чёрные списки». В городе есть не только проблемы. Есть и очевидные, бесспорные достижения. Наш долг — взглянуть на ситуацию спокойно, объективно, без политиканства. Сохранить всё ценное, положительное и в делах, и в конкретном опыте с тем, чтобы использовать этот ресурс в нашей дальнейшей совместной работе. Думаю, что такая же взвешенность должна быть проявлена и в кадровых вопросах. Короче, лозунг дня сегодня не «кто виноват», а «что делать».
Все мы делаем одно дело. И потому крайне важно, чтобы мы выступали слаженным оркестром, а не уподоблялись горе-музыкантам из крыловского «Квартета». Лишь в этом случае наш сводный оркестр сумеет правильно, не фальшивя, исполнить «Гимн великому городу». Исполнить не благими пожеланиями и пылкими заверениями, а будничной работой, реальными делами, которые приносят зримые плоды.
Для этого необходимо ясно представлять себе пути решения накопившихся проблем. Иными словами, нужна стратегия развития города. Стратегия просчитанная, взвешенная, отражающая не только подходы, взгляды власти, политиков, специалистов, но и чаяния, интересы петербуржцев. Ориентированная на поэтапное решение тех задач, которые горожане считают самыми острыми, самыми актуальными, самыми насущными. Стратегия, предусматривающая достижение определённых конкретных результатов не в далёком светлом будущем, а уже в период следующего губернаторства.
Кандидат в губернаторы, претендующий на этот пост не ради удовлетворения личных амбиций или групповых интересов, а искренне заинтересованный в благополучии города, обязан предложить избирателям именно такую стратегию — стратегию реального улучшения жизни петербуржцев, действительного движения Санкт-Петербурга вперёд.
И не только предложить, но и приложить все силы для её претворения в жизнь. Ещё один срок не реализованных обещаний может окончательно подорвать доверие петербуржцев к власти, погрузить их в социальную апатию. Это будет проигрыш не только нашего города, его жителей. Это будет проигрыш всей России. Такова, на мой взгляд, мера ответственности, которую берёт на себя претендент на губернаторский пост. Это не только политическая, это ещё и моральная ответственность кандидата в губернаторы перед городом, перед страной.
Хотела бы сверить свои соображения о стратегии развития Санкт-Петербурга с мнением депутатов Законодательного Собрания. Думаю, что такое обсуждение поможет будущему губернатору Санкт-Петербурга, кто бы им ни был, составить более полное представление о масштабе и характере стоящих перед ним задач.
Боль Северной столицы — фактический кризис городского хозяйства. Дорожная сеть безнадёжно отстала от стремительного роста автомобильного парка. Многие магистрали пребывают в аварийном состоянии. Ухудшается работа общественного транспорта. Работе по восстановлению разорванной ветки метро не видно конца, хотя сил и средств затрачено очень много.
Не буду повторять всего, что сказано петербуржцами по поводу жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга. Мне больно об этом говорить, но в немалой части домов жить просто опасно. Не расселяются коммунальные квартиры. Зимой во многих домах холодно, мусор не вывозится, подъезды не убираются, водопроводные трубы текут. Этот перечень можно продолжить.
Сложившаяся тяжёлая ситуация во многом обусловлена объективными факторами. На протяжении многих десятилетий Санкт-Петербург не располагал средствами, достаточными для того, чтобы предотвратить физическое старение жилого фонда, износ городского хозяйства. Но и имеющиеся средства используются не эффективно.
Очевидно, что закачиванием в ЖКХ всё больших финансовых средств из бюджета, повышением тарифов при сохранении в этом секторе нынешних механизмов управления мы улучшения ситуации не добьёмся. Нужно создавать качественно новую систему функционирования управления городским хозяйством, основанную на рыночных принципах. А рынок — это, прежде всего, прозрачность хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, их добросовестная конкуренция. Только совместные действия законодательной и исполнительной власти могут обеспечить формирование необходимых для этого условий.
Санкт-Петербург — уникальный город с точки зрения возможностей культурного роста, интеллектуального развития человека. Другого города с таким высоким тонусом культурной жизни, ярко выраженной атмосферой духовности в России нет. Да и за её пределами они есть не во всякой стране. Значение Санкт-Петербурга как культурного сердца и души России было недавно подчёркнуто проведением в нём заседания Государственного совета Российской Федерации, посвящённого положению и перспективам культуры в нашей стране. Санкт-Петербург — это также один из крупнейших международных центров науки и образования.
Ни для кого не тайна, что в последние десятилетия эта роль Санкт-Петербурга оказалась под угрозой утраты. То, что он сохранён в этом своём качестве, — заслуга творческой интеллигенции, учёных, преподавателей вузов, учителей, работников учреждений культуры, промышленников и предпринимателей — короче, заслуга всех жителей Санкт-Петербурга, беззаветно любящих свой город. Нельзя не отметить активной поддержки Президента Российской Федерации В.В. Путина, обеспечившего привлечение федеральных ресурсов, необходимых для сохранения и развития города. Сегодня можно с уверенностью сказать, что реальная угроза утраты Санкт-Петербургом своей роли сокровищницы духа миновала.
Вместе с тем ещё очень многое предстоит сделать. Новая администрация Санкт-Петербурга, его глава должны, как мне представляется, действовать по двум направлениям.
Первое направление: изыскивать средства, необходимые для сохранения культурного, научного, образовательного потенциала Санкт-Петербурга. Во всём мире это забота в основном государства, власти всех уровней. Учитывая, что Санкт-Петербург — это ценность, достояние, гордость всей России, надо добиваться наращивания финансирования на эти цели как из городского, так и, особенно, из федерального бюджета. У меня сложилось впечатление, что понимание этого в Правительстве Российской Федерации, федеральных министерствах и ведомствах имеется. Но его надо воплощать в конкретные решения, конкретные программы. Полагаю, что свою лепту в благородное дело сохранения и расцвета культуры Санкт-Петербурга внесёт российский бизнес.
Второе направление: увеличивать отдачу уникального духовно-интеллектуального комплекса Санкт-Петербурга для страны и мира. Здесь возможны самые разные формы. Красота, притягательность нашего города позволяют ставить в практическую плоскость вопрос о повышении его роли как места проведения самых различных научных, культурных, деловых и иных форумов, выставок и так далее. Необходимо расширять туризм, в особенности внутренний, который заметно сократился по сравнению с советскими временами. Думаю, что стоит подумать над созданием в Санкт-Петербурге общероссийских и международных «инкубаторов» художественной и научной элиты. Я имею в виду школы, колледжи, центры для одарённых детей, молодых талантливых учёных, художников, музыкантов, архитекторов, представителей других областей искусства.
Сегодня реализация этих и иных аналогичных проектов сдерживается недостаточным развитием гостиничной, экскурсионной, выставочной и иной инфраструктуры современного уровня. Катастрофически не хватает молодёжных кемпингов, недорогих, но комфортных отелей. Окупаемость подобного рода проектов достаточно быстрая. Городской власти нужно только проявить интерес и желание, создать необходимые стимулы, льготы, и инвесторы, отечественные и зарубежные, придут. Это и деньги, и рабочие места для нашего города.
В современном мире темпы и качество экономического роста любой территории прямо зависят от темпов и качества её социального развития. Экономический прогресс во всё большей степени становится производным от социального прогресса.
Как в недавнем прошлом вице-премьер, отвечавший в Правительстве за вопросы социальной политики, могу сказать, что поворот в сторону понимания приоритетности социальной сферы во властных и управленческих структурах начался. Благодаря этому удалось снять социальную напряжённость, которая в конце 90-х годов достигла опасного предела.
Вместе с тем нельзя не видеть, что потенциал напряжённости в социальной сфере сохраняется. Один из основных его источников — медленный рост уровня жизни людей.
По величине реальных доходов на душу населения Санкт-Петербург можно отнести к сравнительно благополучным городам России. Однако за этим внешним благополучием скрываются глубокие внутренние различия. Наш город — один из самых старых в стране по возрастному составу населения. У нас высок удельный вес населения, занятого в бюджетных отраслях. А это всё категории населения с невысоким уровнем доходов. Невысока заработная плата и во многих других секторах. Это побуждает активную, предприимчивую часть населения Санкт-Петербурга, в первую очередь молодёжь, в поисках лучшей доли уезжать из родного города. Интеллектуальный и кадровый фонд нашего города скудеет на глазах.
Новый губернатор обязан предложить пути повышения реальных доходов населения за счёт ресурсов города. Такие ресурсы имеются. Зная потенциал Санкт-Петербурга, уверена, что при хозяйском отношении к наполнению доходных статей бюджета города, рационализации его расходных статей, усилении контроля над расходованием бюджетных средств, из бюджета города можно выкроить средства на увеличение доплат к пенсиям, повышение заработной платы работникам бюджетных отраслей.
Другое направление повышения уровня реальных доходов — расширение занятости населения. Причём в секторах экономики с высокой заработной платой. Во всём мире это отрасли, предприятия, производства, базирующиеся на передовых технологиях, создающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.
В данной аудитории нет нужды рассказывать о том, каким, без преувеличения, огромным потенциалом в этом плане обладает Санкт-Петербург. Вы это знаете лучше меня. Безусловно, в последние годы произошли определённые положительные изменения в его использовании. Однако резервы здесь всё ещё огромные. Как в отраслях оборонно-промышленного комплекса, так и в отраслях, выпускающих наукоёмкую продукцию гражданского назначения. Мы сохраняем пока по ряду позиций интеллектуальный, производственный, кадровый потенциал, который можно вывести на конкурентоспособный уровень. Это позволит резко повысить реальные доходы тружеников данных предприятий, отраслей. Однако из-за пассивности исполнительной власти города времени на то, чтобы решить эту задачу, осталось совсем немного.
Полагаю, что новой администрации следует сделать одним из своих приоритетов разработку промышленной политики. Причём политики реалистической. Нужно осуществить инвентаризацию научно-технического, производственного, кадрового потенциала Санкт-Петербурга в этой сфере, выделить приоритетные направления, оказать им действенную поддержку. В том числе за счёт возможностей города, ресурсов федеральной власти. Но, прежде всего, посредством стимулирования притока в этот сектор частных инвестиций, частного бизнеса. Без этого нам высокотехнологичные отрасли не поднять. Государственный контроль должен сохраняться исключительно над предприятиями, играющими ключевую роль в обеспечении национальной безопасности нашей страны.
Я убеждена, что мы могли бы на базе Санкт-Петербурга создать на территории Северо-Западного федерального округа наш, российский аналог Силиконовой долины. Я имею в виду не только электронику, как в Калифорнии, но и новейшие технологии и разработки других областей современной науки и техники, конкурентоспособные на мировых рынках.
Россия, согласно Конституции, — социальное государство. Как вы знаете, это означает, что власть обязана предоставлять всем гражданам страны, где бы они ни проживали, за счёт бюджетов разных уровней определённые услуги, отвечающие конкретным стандартам качества. Свои функции и обязанности в социальной сфере закреплены и за властью городов федерального значения, к коим относится Санкт-Петербург.
В Послании Президента в ряду угроз, с которыми столкнулась наша страна, названы ухудшение здоровья и сокращение численности населения. Не хотелось бы драматизировать, но факты говорят о том, что ситуация, которая складывается в нашем городе, оставляет желать лучшего. И по показателям здоровья населения, включая детей и молодёжь, и по демографическим показателям. Соответствующие цифры, прогнозы вам известны.
Моё мнение таково, что новому губернатору, его администрации следует готовить и претворять в жизнь комплексную стратегию повышения качества населения Санкт-Петербурга. Она должна включать в себе меры, направленные на улучшение показателей здоровья жителей города, стимулирование рождаемости, поддержки семьи. Может быть, придать такой программе статус закона города.
В современной экономике занятость и, следовательно, рост доходов населения во всё большей мере обеспечиваются малым и средним предпринимательством. По российским меркам, наш город отличается в лучшую сторону от большинства других регионов с точки зрения уровня развития малого и среднего бизнеса. Но и в нём число таких предприятий вдвое меньше, чем в Москве.
Проблемы этого вида бизнеса хорошо известны. Это чрезмерная забюрократизированность получения лицензий, трудности с получением кредитов, высокая арендная плата, запутанность налогообложения, произвол со стороны чиновников, которые под видом контроля занимаются самым настоящим вымогательством, и так далее.
Безусловно, в решении ряда вопросов своё слово должна сказать федеральная власть. Вместе с тем многое зависит от власти субъектов Российской Федерации. Даже в нынешних условиях, как показывает опыт ряда регионов, они могут сделать очень многое. Было бы желание.
Мощный научно-технический потенциал Санкт-Петербурга, высокий удельный вес так называемой отраслевой науки — всё это создаёт условия для того, чтобы развивать в нашем городе малое и среднее предпринимательство, ориентированное на высокие технологии и инновационную деятельность.
Вместе с тем нужно поддерживать и традиционные виды и формы малого предпринимательства, направленные на производство товаров и услуг для населения. Нельзя признать нормальным, что даже в этой нише рынка нас вытесняет импорт. Это тот случай, где власть обязана не на словах, а на деле защищать отечественного товаропроизводителя.
Осуществление этих или каких-то иных направлений политики новой администрации Санкт-Петербурга будет идти тем успешнее, чем теснее и конструктивнее будет взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти. Не примите мои слова за лесть, они вполне искренни: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга накопило за эти годы богатый опыт, у нас сложился корпус депутатов, обладающих высоким политическим и профессиональным уровнем. Дело за тем, чтобы как можно полнее реализовать этот потенциал в интересах нашего города, его жителей посредством углубления, совершенствования сотрудничества ветвей власти.
Этот настрой на сотрудничество особенно важен при подготовке и принятии бюджета города. Потому что всё, что исполнительная власть в состоянии сделать для горожан, в конечном итоге определяется величиной бюджета, структурой и соотношением его доходных и расходных статей. А это решаете вы, депутаты.
Городу предлагается принять дефицитный бюджет на 2004 год. Но обоснованность такого шага вызывает большие сомнения. По мнению части самих депутатов, заключению специалистов бюджет города в следующем году можно свести с профицитом, что создаст хорошую основу для ускорения социального и экономического развития Санкт-Петербурга, улучшения условий жизни населения.
Во всех странах с рыночной экономикой это достигается, как известно, не столько увеличением налогов, сколько улучшением их собираемости, стимулированием деловой активности, эффективным использованием возможностей бизнеса.
До сих пор отечественные предприниматели знали преимущественно одну форму работы с бюджетом — «отсасывание» из него денег на благие цели с последующим таинственным их исчезновением. Мы можем и должны коренным образом изменить это положение. Для этого нужно сделать понятной и прозрачной систему проведения конкурсов, тендеров, аукционов за право получения государственного заказа, установить жёсткий контроль над расходованием бюджетных денег на всех стадиях выполнения работы, создать условия, когда предпринимателю будет выгоднее и безопаснее добросовестно выполнить государственный заказ и уплатить налоги, нежели воровать.
Завершая выступление, хотела бы сказать следующее. Жизнь города, заботы власти складываются в основном из будничных, прозаичных дел. Да, надо менять трубы на теплотрассах. Да, надо асфальтировать дороги. Да, надо ремонтировать жильё. Всё это надо делать. Но при этом не забывать о месте, которое занимает наш город в истории России, о его миссии, которую он выполнял и выполняет на протяжении трёх столетий. В том числе и в самые суровые для него времена.
Думаю, что выражу общее мнение всех присутствующих в зале, если скажу, что эта миссия, завещанная основателем города Петром Великим, — быть окном в Европу — не сводится только к географическому положению города. Она имеет глубокий геополитический смысл: быть проводником в Россию всего лучшего, что создаёт Европа, всё человечество, и, в свою очередь, оказывать наше, российское влияние на остальной мир.
Чтобы быть на высоте этой исторической миссии, Санкт-Петербург не может, не имеет права не быть лучшим в России. Быть лучшим во всём. Что есть лучшее — решать народу, петербуржцам. Для этого нам, я имею в виду власть всех уровней, надо создавать эффективный механизм диалога власти и гражданского общества. Это одно из условий осуществления того, о чём я сказала в само начале, — политики сведения мостов.
Росбалт ,
23.06.2003