Не обидят ученых и "в перспективе": полпред Валентина Матвиенко и академик Жорес Алферов успокаивают все еще встревоженную общественность.
В хорошее у нас верится с трудом, а чаще не верится вовсе - печатный и телевизионный "набат" продолжал звучать вхолостую в течение нескольких дней. Меж тем ситуация с РГИА и вавиловскими фондами изначально представлялась довольно абсурдной - популярная интерпретация проблемы ("управление делами президента собирается выселить ученых, и хорошо если не на улицу") у специалистов вызывала недоумение.
Формулировка "выселить РГИА" для историков, например, было равнозначно чему-то вроде "снести Зимний дворец". А "угроза для уникального семенного фонда" (который стоит-то всего ничего - каких-то 8 триллионов долларов) представлялась не менее "реальной" как абсурд, нонсенс и небывальщина, потому что такого просто не может быть. Государство у нас доходит до много, но до такого...
Об этом Матвиенко и рассказала сотрудникам ВНИИ на прошлой неделе - по словам полпреда, правительство и управление делами президента просто были не так поняты. Справедливости ради стоит отметить, что не всю сложность проблемы до конца понимали и в управлении - путем прямых консультаций полпреда с президентом вопрос, что называется, уладили.
Институту и архиву пообещали переселение в новые, современные комплексы, а до момента их создания - полную неприкосновенность. При этом, отметила полпред, о выселении ВНИИ и РГИА речи не шло вообще - управление делами всего лишь занималось организацией капитального ремонта зданий, и только в этой связи был поднят вопрос о передислокации хранилищ.
Необходимость которой назрела давным-давно - прежде всего из-за заботы о сохранности уникальных фондов, располагающихся в, мягко говоря, "непрофильных" помещениях.
Матвиенко также пообещала взять проблему под личный контроль и спустя несколько дней начала выполнять обещание - 12 апреля Валентина Ивановна вновь посетила ВНИИ; интересы Российской академии наук на встрече с "вавиловцами" представлял нобелевский лауреат Жорес Алферов.
Полномочный представитель сообщила, что судьбу зданий института и архива решат две специальные комиссии, которые будут созданы сразу после юбилея. Первую сформируют ученые (в том числе из самого института): их задачей станет выработка предложений о перспективах создания новых хранилищ - специализированного "генного банка" для институтских коллекций и примерная оценка "стоимости вопроса".
Во вторую войдут чиновники из разных государственных ведомств - они проведут экспертизу состояния зданий на Сенатской и Исаакиевской площадях. Матвиенко подчеркнула, что на решение проблемы требуется время и, возможно, "не один и не два года". В то же время "решать необходимо": те же "вавиловские сокровища" хранятся в здании, не ремонтировавшемся с далекого 1853 года...
Формальным следствием "миротворческих" усилий полномочного представителя стало письмо премьер-министра РФ Касьянова, направленное в адрес Госдумы. Премьер извещал о приостановлении реализации распоряжения правительства РФ от 17 декабря 2002 года, передающего здания ВНИИ и РГИА в ведение управления делами президента.
В ходе встречи полпред не раз повторяла, что "самого страшного" свершиться не могло по определению. Справедливо заметив при этом, что страсти по "угнетаемой науке" отчасти носят искусственный, спекулятивный и во многом "политический" характер.
Невское время ,
14.05.2003