Вчера об этом заявил в Петербурге министр транспорта РФ Сергей Франк.
Интерес к транспортному бизнесу как со стороны правительства, так и со стороны бизнеса огромен. Настолько огромен, что дело доходит до открытых скандалов. Разгорающаяся битва вокруг блокирующего пакета акций ОАО "Октябрьский вагоноремонтный завод" тому пример.
Суть истории сводится к тому, что несколько крупных акционеров стремятся завладеть значительным пакетом акций.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ТОГО, что группа компаний "Дедал" начала агрессивную скупку акций упомянутого ОАО. Цель - консолидация блокирующего пакета. В ответ руководство завода также стало скупать акции у миноритариев. Паны дерутся, но у мужиков чубы совсем не трещат, даже наоборот. В результате драки цена одной обыкновенной акции номиналом 21 рубль превысила 1000 рублей (подробнее см. стр. 5).
ЧУЖАКИ УТВЕРЖДАЮТ, что их скупка отнюдь не спекулятивна, и напоминают, что они владеют пакетами акций других предприятий аналогичного профиля, например петербургского ЗАО "Вагонмаш", производящего вагоны для метро.
Недоверчивых топ-менеджеров ОАО "Октябрьский вагоноремонтный завод" интерес "Дедала" не удивляет. Все дело, считают они, в большом участке земли в центре Петербурга, которым владеет вагоноремонтный завод. Это 44 гектара земли недалеко от Невской лавры.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, земля в центре города - выгодное вложение капитала. Однако это только на первый взгляд. Нет нужды скупать акции по баснословной цене только затем, чтобы снести производственные корпуса и возвести на освободившейся площадке элитный жилой комплекс. Слишком дорогим окажется строительство.
СМЕШНО БЫЛО БЫ ПРЕДПОЛАГАТЬ, что истинная причина скупки откроется сейчас. С определенностью можно сказать, что, как только одна из сторон консолидирует в своих руках блокирующий пакет, скупка акций закончится.
Кстати, все, что происходит внутри многих российских компаний, как и по каким принципам они управляются, - тайна за семью печатями. Приоткрыть завесу тайны не удается ни ФКЦБ (которая ратовала за внедрение кодекса административного управления), ни многим акционерам.
ИЗВЕСТНО, ЧТО ВО МНОГИХ АКЦИОНЕРАХ борются два чувства: жадность и страх - стремление не упустить свои кровные и страх потерять все. Слишком жадный акционер будет держаться за свои акции до последнего, чтобы дождаться, когда за них посулят вдвое больше, чем сейчас. Трусливый акционер, наоборот, продает свои акции при первом признаке бури и не зарабатывает тех денег, которые мог бы заработать.
В нынешней "непрозрачной" ситуации у миноритариев есть только одна стратегия поведения: продать свои акции в подходящий момент. В войне акционеров (а в том, что такая война развязана, сомнений нет) выигрывает тот, кто держит нос по ветру. Побеждает не жадный и пугливый, а расчетливый и чуткий.
Он продает свои акции именно в тот момент, когда они стоят больше всего. Иного смысла во владении крошечным пакетом нет и не будет.
Деловой Петербург ,
9.04.2003