Выступая на форуме малого предпринимательства, который проходил на прошлой неделе в Таврическом дворце, полпред президента призвала предпринимателей не давать взятки чиновникам.
Может, было бы логичнее призвать чиновников не брать взятки? Ведь предприниматель набивает купюрами конверт вовсе не потому, что эти деньги у него лишние, скорее, по нужде. Но нет, по официальной логике, чиновники наивны и доверчивы, как провинциалка, приехавшая поступать в театральный институт.
А искушенные и прожженные предприниматели совращают их своими взятками. Нехорошо, граждане, не портьте нам людей.
Вообще указанный форум, задуманный городским комитетом экономики как форма диалога малого бизнеса и власти, ретивые исполнители превратили в монолог власти.
Чиновники и депутаты донесли до предпринимателей свою точку зрения (и без того хорошо известную), сами перед собой поставили задачи "убрать административные барьеры", "усовершенствовать нормативно-правовую базу", после чего отбыли. Паре представителей малого бизнеса предоставили слово под занавес, при полупустом зале.
Справедливости ради нужно сказать, что и куда более представительный ежегодный Петербургский экономический форум проходит по точно такой же схеме: выступив в самом начале с докладом, премьер-министр и еще один-два министра уезжают восвояси, оставляя промышленников сколько угодно общаться между собой. Главное, отчитаться, что "с промышленностью мы посоветовались".
Согласно золотому правилу этики, как ты к людям, так и они к тебе. Федеральные власти, общаясь с петербургскими, тоже слушают только себя. Ни аргументов, ни даже фактов для них не существует. В деле с блокировкой счетов, по которым идет финансирование федеральных проектов в Петербурге, Минфин проявил некомпетентность в вопросах, за незнание которых студенту экономического вуза поставили бы "двойку".
Уведомительный порядок сдачи отчетов об исполнении регионального бюджета Минфин своей волей превратил в разрешительный: не нравится отчет - не утверждаем. Блокировка счетов вводится по основаниям, которых нет в Бюджетом кодексе. Уведомление о блокировке подписывает не уполномоченный на это замминистра.
Не вступивший в силу договор о гарантиях города по кредиту РАО "ВСМ" считается вступившим, потому что губернатор на словах обещал решить вопрос об утверждении этого вопроса в ЗакСе. И как же реагирует на эти факты Минфин? Он их не воспринимает. Мол, вот пройдет юбилей - мы еще вернемся к вопросу о долге. И ведь вернется.
Еще один пример того, как представители власти не умеют слушать ни друг друга, ни общество, - дебаты о третьем сроке В. Яковлева. Тем, кто следил за темой, известно, что и по постановлению правительства от 1991 года, принятому по инициативе А. Собчака, и по действующему Уставу города не может губернатор идти на третий срок. И если даже переписать весь Устав заново, новая норма будет относиться только к следующему губернатору.
Это факты. Тем не менее об "угрозе третьего срока" целый год беспокоились и московские "кураторы" Петербурга, и полпредство времен Черкесова, и заксовское "большинство". Редкий случай траты сил и средств на борьбу с угрозой, которой не существует. Хотя, возможно, для заинтересованных лиц это просто способ заработать деньги. Кто-то просит деньги на борьбу с угрозой паводка, которого нет, кто-то - чтобы не допустить третьего срока.
На эту тему можно привести еще десятки примеров, но и без того понятно: если факты не отвечают политическим задачам - тем хуже будет фактам. Политики обойдутся и без них.
Санкт-Петербургские ведомости ,
9.04.2003