|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Российская авиация медленно умирает
1.09.2022 18:05
До 24 февраля летал 1101 борт. За вычетом самолетов украинского производства, остается 801, из которых 78 были арестованы, значительная часть остальных — стоит на приколе и ждет своей очереди пойти на запчасти. Исправность парка российской техники составляет 51%, иностранной — 87%. В этой ситуации смешно и бредово выглядят предложения Минпромторга по замене второго пилота виртуальным интеллектом за 3 млрд рублей. Десятки, если не сотни пилотов сидят без работы, и удваивать это количество было бы большой глупостью. Кроме того, второй пилот нужен не для управления самолетом, а как элемент политики дублирования систем. Две-три гидравлики, два-три бортовых компьютера, два пилота, если один выйдет из строя. А вот у авиакомпаний запасных руководителей нет. И это приносит свои плоды — развал отрасли из-за выдающейся некомпетентности руководителей начался задолго до 24 февраля. Бизнес S7 разваливается Всего полгода назад это была одна из самых амбициозных авиакомпаний России. Расширяла географию и флот, готовила к запуску новый лоукостер Citrus, занималась космическими разработками — легкой ракетой-носителем. Но проверку временем задумки не выдержали. Глава компании Татьяна Филева раньше отвечала в группе за маркетинг, поэтому S7 занималась не столько развитием бизнеса, сколько упаковкой своих проектов в красивые фантики. Неудивительно, что теперь компания пришла в упадок. Ядовито-зеленые самолеты, конечно, не потускнели, но от космических амбиций компания отказалась. Оказалось, что своих ресурсов для разработки и производства ракет у S7 Space особенно и не было. Следом приказал долго жить мертворожденный лоукостер Citrus. Компания сделала ставку на иностранные самолеты, не учла рисков, и ошиблась. Оказалось, что условно-российские Суперджеты не обладают достаточной дальностью для полетов из базовых аэропортов — Омска и Казани. А зарубежные борта никто не даст. Сейчас компания продолжает вместо дела заниматься не то маркетингом, не то популизмом. Недавно разрешила бортпроводникам красить волосы в яркие цвета и надевать обувь на плоской подошве. Другими новостями компания похвастать не может. Потому что они еще более спорные. Например, S7 подрядилась возить психически больных заключенных вместе с остальными пассажирами. Видимо, нужда в деньгах настолько острая, что выбора нет. У компании огромные долги перед банками — 15 млрд рублей. Власти активно поддерживают только Аэрофлот, а крупнейшей в России частной авиакомпании предлагают выкручиваться самостоятельно. Так что она вполне может повторить судьбы Трансаэро — огромный кит рынка, рухнувший в один день. Падение пассажиропотока у S7 за январь-май составило 10%. И вряд ли будет расти. Так то недавний лидер отрасли может оказаться кандидатом на поглощение тем же Аэрофлотом — ведь ему скоро понадобится больше запчастей. Впереди у Победы ничего, кроме каннибализма В середине августа главой авиакомпании Победа назначен Дмитрий Тыщук, раньше работавший замдиректора другой «дочки» Аэрофлота — Авроры. А старый директор Андрей Калмыков сбежал на пост гендиректора сети Перекресток. На этом рассказ о Победе можно заканчивать — впереди у компании ничего, кроме каннибализма и крушения бизнес-модели. Но она попила столько крови из пассажиров, что заслуживает более обстоятельного рассказа. Победа — уже давно стала законодателем моды в авиамире, планкой качества. Планкой низкого качества — отрезая одну за одной привычные пассажирам услуги, компания показала всему рынку, что так можно. В итоге почти на всех самолетах пропало питание, багаж и бесплатный выбор мест. Раньше услуг было мало, но они оказывались. А теперь перевозчик не может и этого. Лоукостер оказался не готов переходить с американской системы Navitaire на российскую платформу Леонардо. Из-за этого пассажиры остались без личного кабинета и онлайн-регистрации. К тому же Победа резко кинула свой базовый аэропорт Внуково, откуда вылетала много лет. Компания переехала в Шереметьево, чтобы поддержать объем перевозок в аэропорту группы «Аэрофлот». Но теперь она будет терять 1 млрд в год на тарифах, а еще около 2 млрд выплатит Внуково в качестве неустойки. Учитывая трудности с обслуживанием самолетов, бизнес-модель лоукостера рискует развалиться из-за банального роста издержек. Но плата за каждый чих — часть философии авиакомпании, от которой она вряд ли откажется. Так что скоро будем летать с сервисом уровня лоукостера, а ценами как на премиальных авиалиниях. Utair стал лидером по снижению пассажиропотока Компания потеряла 35% клиентов по сравнению с июнем 2021. При этом господдержка почему-то обходит ее стороной — пока дают деньги Аэрофлоту и даже компаниям второго эшелона вроде Уральских Авиалиний и Авроры, до Ютейра помощь не доходит. Вероятно, государство решило, что спасать Андрея Мартиросова бессмысленно. Трудности компания испытывает уже лет семь, периодически показывая грандиозные убытки. В 2019 году кредиторы, постоянно спасавшие компанию, отказались дать отсрочку, и по рынку поползли предположения о скором банкротстве авиакомпании. Сам Ютейр перед этим допустил дефолт по своим обязательствам. Но решили перевозчика удержать на крыле. Основные акционеры компании — «Сургутнефтегаз», Тюменская область и ХМАО. Им всем нужен в первую очередь вертолетный флот авиакомпании, которая обслуживает месторождения полезных ископаемых. А государство исходит из того, что СНГ с ХМАО сами разберутся со своей авиакомпанией и помнит 2019 год — то, что мертво, умереть не может. Аэрофлот умудряется извлекать выгоду даже из кризиса В июле акционеры Аэрофлота одобрили допэмиссию 5,4 млрд обыкновенных акций на сумму около 186 млрд рублей. Капитал компании размывается в три раза, а выкупает акции ФНБ. Аэрофлот со своей стороны получает море халявных денег, и это без учета того, что перевозчик перетягивает на себя большую часть субсидий. Из 100 млрд, выделенных авиакомпаниям, он получит 49,9, а потом еще 50 млрд. И мы даже не вспоминаем отраслевые субсидии в пандемию, от которых Аэрофлот откусил треть. В результате, пока остальные авиакомпании будут буквально доедать в овраге лошадь, нацпер быстренько подберет еще летающие российские самолеты и отправится на них за границу, куда еще можно. А на монополии на заграничные перевозки компания под руководством Сергея Александровского заработает столько, что отобьет любые потери. А какие не отобьет, покроет за государственный счет. Вот только будут ли россияне рады, когда у них останется один перевозчик? Невероятно успешный, лидер по пассажиропотоку, выручке и всему такому — потому что второго нет. Можно будет смело возвращать советский логотип.
@nebrexnya ,
1.09.2022
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |