|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Россия и ВТО
22.11.2011 18:48
Чрезмерная открытость может навредить экономике России. Такое мнение в интервью трем федеральным телеканалам высказал премьер-министр РФ Владимир Путин в октябре этого года. Тогда же, говоря о переговорах по вступлению РФ в ВТО, он сказал: «Мы примем для себя окончательное решение только в том случае, если все параметры, связанные с необходимостью на каком-то этапе защиты наших экономических интересов, будут обговорены и положены на бумагу». Судя по перечню условий, утвержденных в Женеве 10 ноября, России действительно удалось «отжать» многое: от регулирования тарифов на газ до растянутого во времени на семь лет снижения таможенных пошлин на иномарки. Дави на газ Одной из причин, по которым Россию так долго не пускали в ВТО, были газовые пошлины и субсидирование «Газпромом» российской экономики посредством искусственно заниженных цен на газ на внутреннем рынке. «Субсидирование цен на газ по-прежнему остается значительным: российские розничные цены на газ как для домохозяйств, так и для промышленных потребителей, в 2-3 раза ниже европейских. В середине 90-х разница между внутренними российскими ценами и ценами в Европе составляла порядка 2 тысяч процентов. Впервые требование повышения Россией внутренних цен на газ было выставлено в качестве условия достижения двустороннего соглашения с ЕС по вопросу вступления в ВТО», — комментируют аналитики «Ренессанс Капитала». Но Россия отвоевала себе право регулировать тарифы на услуги естественных монополий. «Главное ограничение касается тарифов на газ и заключается в том, чтобы уровень цен при продаже газа промышленным потребителям на внутреннем рынке в РФ не формировался таким образом, чтобы производители газа продавали его без прибыли», — сообщил глава российской делегации Максим Медведков. «Мы не ожидаем существенного влияния или серьезных последствий от вступления России в ВТО для отечественных нефтяных компаний. Однако вступление в ВТО может благоприятно отразиться на показателях «Газпрома», ускорив процесс повышения внутренних тарифов на газ до уровня паритета с экспортными ценами», — считают аналитики «ВТБ Капитал». После присоединения к ВТО Россия не сможет менять формулы расчета экспортных пошлин на энергоресурсы. Исключение из этого правила: введение понижающих коэффициентов. По словам Медведкова, Россия сохранит формулу, которая сейчас применяется по экспортным пошлинам по нефти и нефтепродуктам и 30% на газ. Она будет действовать бессрочно, пока РФ сама не захочет ее отменить. Формула на нефть, сообщил чиновник, в условиях присоединения к ВТО заложена с коэффициентом 0,65, а сейчас действует коэффициент 0,6. А формула на нефтепродукты в обязательствах по ВТО прописана в соответствии с последним постановлением правительства на уровне 0,66 от пошлины на нефть. На последнем инвестиционном форуме премьер-министр Владимир Путин заявил, что независимые производители смогут получить доступ к российской газотранспортной системе. «Они не смогут пока получить доступ к экспортным маршрутам, потому что экспортом у нас занимается только «Газпром». Они могут получить доступ и к добычным активам, и к газотранспортной системе внутри страны. Мы не исключаем, что в будущем мы либерализуем и экспорт. Но пока мы этого не делаем и по понятным причинам: чтобы не обрушить рынок. Вот это самое главное. Потому что мы можем продавать больше продукта, больше газа, но по меньшей цене. В конечном итоге к этому и приведет либерализация», — сказал он. «Мы ушли от дополнительных обязательств по транзиту энергоресурсов по трубопроводу и сохранили право устанавливать тарифы на транзит», — с гордостью сообщил Максим Медведков. Между тем, вступление в ВТО может изменить расклад сил в газовом секторе России. Причем в главных ролях будут именно отечественные компании. Как считают в «Ренессанс Капитал», такие сильные игроки, как НОВАТЭК и «Роснефть» обладают серьезными рычагами лоббирования, они могли бы использовать правила ВТО в качестве инструмента для борьбы с монополией «Газпрома», что стало бы одним из стимулов для проведения структурных реформ в секторе. Еще не переступив порог ВТО, Россия намерена оспорить энергетические положения Евросоюза, которые могут ограничить контроль «Газпрома» за его же европейскими трубопроводными активами. В соответствии с третьим энергетическим пакетом поставщикам газа запрещается владеть трубопроводами. Издание The Wall Street Journal пишет, что Владимир Путин на встрече с членами дискуссионного клуба «Валдай» заявил, что Россия сделала гигантские инвестиции для того, чтобы поставить свой газ в Европу, теперь же ЕС после всех этих вложений изменяет свои правила. Источник в правительстве РФ сообщил, что сейчас «тестируются» возможности ВТО по решению подобных спорных вопросов. «Если до сих пор мы занимали пассивную позицию, то сейчас нужно думать над тем, как нам использовать наши права, которые получим с даты присоединения для защиты интересов наших компаний», — подтвердил Максим Медведков. С колес В рамках переговорного процесса по ВТО Москва согласовала условия промышленной сборки автомобилей. Стороны договорились ввести длительный переходный период, в течение которого «все остается как есть», после чего «мы определенным образом конвертируем меры, которые противоречат [условиям] ВТО, в другие меры», говорил в начале октября замглавы МЭР Андрей Слепнев. Напомним, нынешний порядок промсборки вступил в силу в феврале 2011 года. Он предусматривает, что на территории России ежегодно должно производиться 300 тысяч иномарок. Требование локализации: не менее 60% деталей должны производиться в РФ. Соглашение по промсборке — преференции по импортным тарифам на ввоз импортных комплектующих и требования по закупке узлов и комплектующих на внутреннем рынке — будут действовать до 1 июля 2018 года. Как ожидается, к этому времени иностранные производители успеют наладить производство комплектующих на территории России, и проблема ввоза отпадет сама собой. Андрей Рожков, старший аналитики ИФК «Метрополь», в беседе с BFM.ru рассказал: «Заводы, которые сюда приходили, рассчитывали на то, что будут пользоваться льготными условиями в течение долгосрочного периода, а 7 лет — как раз долгосрочный период. В противном случае у них всегда была возможность отказаться от этого режима в пользу импорта своих автомобилей, но они решили, что им выгоднее производить автомобили в России. Маловероятно, что в Россию будут приходить новички. Все крупные компании уже работают в России или ввозят автомобили. Кто еще остается? Mazda и Honda. Но их продажи не настолько велики, чтобы присоединяться к новому режиму промсборки». Аналитики «ВТБ Капитал» обращают внимание на эффект, который произведет присоединение России к ВТО в сегменте производства грузовиков. Импортные пошлины здесь будут снижены с 25 до 15 процентов, и, как считают эксперты, «этой ставки должно быть достаточно, чтобы вступление в ВТО не привело к резкому сокращению доли рынка российских производителей грузовиков (при прочих равных условиях), однако вполне вероятно понижательное давление на рентабельность». Русский лес Переговорщикам пришлось найти ответ еще на один принципиальный вопрос: квоты и пошлины на лес. Кампанию по росту пошлин РФ начала в 2006 году. С 1 января 2009 года экспортные пошлины на лес-«кругляк» составляли 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр. Планировалось уже с 2009 года повысить пошлины на вывоз кругляка до заградительного уровня — 80% от таможенной стоимости, но не менее 50 евро за кубометр. Однако под нажимом со стороны ЕС правительство России трижды (в 2009, в 2010 и 2011 годах) замораживало это повышение. Как стало известно, после вступления в ВТО Россия введет квоты на экспорт ели и сосны. В рамках квоты экспортная пошлина будет ниже действующей, а сверх квоты существенно превышать нынешний размер пошлины. «С момента присоединения к ВТО мы вводим квоту на ель в размере 6,2 млн куб. м, в том числе 5,9 млн куб. м для ЕС с внутриквотной ставкой 13%, а внеквотной — без ограничений, на наше усмотрение, — сообщил Максим Медведков. — Кроме того, вводится квота на сосну в размере 16 млн куб. м, в том числе для ЕС — 3,6 млн куб. м с внутриквотной ставкой 15% и внеквотной без ограничений». На необработанную березу и осину квоты вводиться не будут, а экспортные пошлины на осину составят 5%, на березу снизятся до 7%. Плюсы и минусы для металлургии Эксперты расходятся в оценках относительно изменений в металлургии в связи со вступлением России к ВТО. Большинство из них склонно считать, что это чуть ли не единственная отрасль, которая от интеграции только выиграет. Российские сталелитейные компании сразу же получат такой же доступ на рынки стран-членов ВТО, как и другие производители. И это безусловный плюс. Но, как отмечают аналитики «ВТБ Капитал», здесь надо принимать во внимание как структуру ассортимента компаний (например, НЛМК и Evraz Group являются крупными экспортерами слябов), так и долю экспорта (внутренний рынок для многих становится более важным). «От вступления в ВТО должны выиграть производители продукции с высокой добавленной стоимостью. Стоит отметить и такое направление, как производство трансформаторной стали, где лидирующие положение занимает НЛМК», — говорится в аналитической записке «ВТБ Капитала». С другой стороны, вхождение в ВТО открывает и российские рынки для иностранных производителей — например, стали с полимерным покрытием, которая является как раз продукцией с высокой добавленной стоимостью. Но в случае возникновения споров российские металлургические компании смогут обращаться в Комиссию по урегулированию споров ВТО, которая должна гарантировать справедливое рассмотрение жалобы. По мнению экспертов UniCredit, слабо негативного влияния металлургам избежать все-таки не удастся. Так, внутренний спрос на отдельные виды плоского проката может понизиться, и ММК может столкнуться с проблемой неполной загрузки «Стана-5000», так как Украина станет больше поставлять труб большого диаметра. Что касается цветных металлов, то через четыре года после вступления в ВТО Россия отменит пошлины на медь и никель: с 10% до нуля и с 5% до нуля соответственно. Транспортная составляющая В транспортном сегменте Россию после присоединения к ВТО тоже ждут большие перемены. Это касается как унификации тарифов, так и пошлин на ввоз импортной техники. Так, внутренние и внешние тарифы на железнодорожном транспорте Россия унифицирует в 2014 году. При этом транзитные тарифы останутся без изменения. Кстати, от ВТО было требование открыть доступ к трансграничным перевозкам, но этого не произошло ни по одному виду транспорта. Как рассказал Максим Медведков, «шли переговоры по мультимодальным перевозкам и вспомогательным услугам по всем видам транспорта, но результаты этих переговоров соответствуют требованиям нашего законодательства и ни к каким изменениям не приведут. Мы просто гарантируем то, что есть сейчас: система международных перевозок регулируется двусторонними соглашениями, мы эту систему сохраняем». Под раздачу теоретически может попасть «Аэрофлот»: из-за вступления России в ВТО у него есть шанс остаться без доходов от роялти (за перелет по транссибирским магистралям иностранных авиакомпаний), которые сейчас формируют 40% его прибыли. Сборы с иностранных авиакомпаний могут быть отменены уже с 1 января 2014 года. В связи с этим Минтранс в декабре начнет переговоры об изменении правил эксплуатации транссибирских авиамаршрутов. В течение семи лет будут снижаться импортные пошлины на самолеты. На широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты они снизятся с 20% до 7,5%, на остальные воздушные суда — с 20% до 12,5%. На легкие самолеты (со взлетной массой от 2 до 15 тонн, любительские самолеты и некоторые бизнес-джеты) к 2018 году пошлина снизится с нынешних 10% до 8%, сообщил Медведков. Впрочем, и сейчас режим ввоза в Россию импортных самолетов вполне либеральный. Если в 2009 году от пошлин были освобождены самолеты вместимостью менее 50 кресел и свыше 300 кресел, то с августа 2010 года (после входа России в Таможенный союз) были обнулены пошлины на большинство самолетов. В частности, беспошлинно могут ввозиться самолеты вместимостью от 111 до 160 кресел, а также свыше 219 кресел, сообщает «Коммерсантъ». Нулевая пошлина действует в отношении самолетов, ввезенных в Россию до 2014 года по временной схеме. Ввезенные беспошлинно самолеты могут работать на территории страны в течение пяти лет, то есть максимум до 2018 года, после чего они должны быть вывезены из России. «Реально управлять полным инновационным циклом могут только два объекта: транснациональные компании и государство. Одни могут профинансировать путь от идеи до прилавка, а другие, государство, регулируют правила, по которым компании конкурируют на рынках друг с другом. Поэтому вступление в такую организацию позволяет нашим компаниям и нашему государству работать в этом клубе на равных, — сказал в интервью BFM.ru Станислав Наумов, вице-президент фонда «Сколково». — С другой стороны, понятно, что сегодня важно не столько торговать более выгодно друг с другом, сколько наращивать капитализацию экономики. Главное, что должно расти, — это капитализация ваших собственных активов».
bfm ,
22.11.2011
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |