Правительство Москвы да и сами москвичи как никто другой заинтересованы в решении в столице проблемы дорожных пробок. Бороться с заторами на дорогах теперь планируют введением системы "умных" дорог, созданием платных парковок и выделением специальных полос для движения общественного транспорта. Попробуем разобраться, насколько эффективны будут указанные меры, и что еще можно сделать для улучшения ситуации.
Совершенно очевидно, что без кардинальных изменений в структуре транспорта и серьезных действий со стороны городских властей улучшить положение не удастся, но прежде чем бороться с ситуацией, необходимо выяснить ее причины. Например, невозможно распланировать размещение будущих парковок и порядок их работы без учета таких данных, как количество мест труда в разных районах города. То, что трудовая емкость центра Москвы за последнее десятилетие увеличилась в разы, подтверждает значительное уплотнение здесь офисной застройки. Вместе с тем невооруженным глазом видно, что увеличение количества офисов и бизнес центров все эти годы не сопровождалось развитием дорожной системы в нужном объеме. Проводимое расширение существующих дорог и введение в эксплуатацию новых локальных дорожных участков серьезно отставало от темпов офисного строительства. Тем более что при нынешней концентрации офисов в историческом центре никакие новые транспортные кольца Москву не спасут. Необходимо одновременно с решением проблем транспорта думать, как разгрузить центр. Возможно, придется переделывать офисы под помещения для других видов деятельности, например, под гостиницы и т.п. Однако сверхплотная застройка центра – лишь одна из целого ряда проблем. Не меньшее значение играет тот факт, что часто решения по транспортным проблемам принимаются в ситуативном порядке, хотя имеющиеся у города ресурсы позволяют прогнозировать те или иные ситуации и соответственно заранее обдумывать, как их можно избежать. Негативное влияние оказывает и отсутствие широкого профессионального обсуждения существующих проблем. И хотя, например, Московская городская дума утвердила выделение дополнительных средств на дороги и Генплан, одних этих мер недостаточно. Проблема в том, что городская власть часто выносит решения без учета мнения органов местного самоуправления, таким образом, получается, что между Москвой и областью практически отсутствует транспортный диалог.
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению транспортной ситуации в городе. Очевидно, что рано или поздно властям придется заняться вопросом разуплотнения застройки центра. Следующий возможный шаг – качественное структурирование транспортной системы. Дополнительные транспортные кольца сами по себе не достаточно эффективны. Все равно городские дороги нужно расширять, даже если для этого потребуется сносить жилые дома. И еще один заслуживающий внимания аспект – порядок принятия решений по городским вопросам. Необходимо, чтобы жители города активно участвовали в обсуждении проблем, чтобы районные управы были более инициативны, чтобы все новые проекты перед началом их реализации получали оценку профессионалов и общественности. Для этого их необходимо выносить на обсуждение, проводить по ним пресс-конференции, подвергать их независимой экспертизе.