В понедельник вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин дал интервью американской телекомпании Си-эн-эн. Он признался, что Россия допустила несколько ошибок в своей экономической политике. Во-первых, по его словам, правительство должно было сберечь больше денег, которые оно получило от высоких мировых цен на нефть. Во-вторых, Россия не смогла воспользоваться моментом и слезть с «нефтяной иглы».
- Конечно, и я несу ответственность за то, что не удалось диверсифицировать экономику (развить несырьевые отрасли. - Ред.) в той степени, в какой мы хотели, - признал Кудрин. - Мы тратили больше денег, чем могли себе позволить, вот почему произошло быстрое укрепление национальной валюты и высокие темпы инфляции (речь идет о временах высоких цен на нефть. - Ред.).
Тем не менее без Стабфонда, который несколько лет назад стал создавать глава Минфина, ситуация в российской экономике была бы куда хуже. Хотя многие эксперты периодически настаивали на том, чтобы растратить Стабфонд.
- Тот факт, что Россия смогла сберечь резервный фонд хотя бы в таком размере, - это личная заслуга самого Кудрина. И это позволяет нам спокойно покрывать дефицит бюджета, - считает глава Российской экономической школы Сергей Гуриев. - В то же время сохраняй мы еще больше, ситуация была бы куда лучше.
А вот инфляцию правительство победить так и не смогло. Хотя рецепт прост - жить по средствам.
- Самую главную ошибку власти допустили, когда в 2007 и 2008 годах резко увеличили расходы, то есть ослабили бюджетную дисциплину, - считает Гуриев.
Все это привело не только к улучшению благосостояния россиян, но и к росту цен.
Тем не менее, по словам Кудрина, экономика России начала входить в фазу стабилизации. Если еще в январе инвесторы вывели из России $40 млрд., то в феврале отток капитала прекратился. Да и на фоне других стран мы выглядим куда лучше. По словам главы Минфина, в результате финансового кризиса российская экономика вернулась на 5 лет назад, а американская отброшена на все 10.
КП ,
4.03.2009