Россияне отвечали на вопрос: «Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность правительства?» Опрос проводился среди 1600 человек в 46 регионах 17-18 января (статпогрешность — до 3,4%).
Соответственно выросли рейтинги неодобрения: правительства — с 22% до 25%, премьера — с 9% до 12%.
Рейтинг доверия к Путину (россияне выбирают шесть политиков, которым больше всего доверяют) упал с 63% до 59% — ниже он был только прошлым летом. У Медведева — стабильно 45%. В январе упали рейтинги и других государственных институтов: Госдумы, Совета Федерации, армии и правоохранительных органов.
Разумеется, в период кризиса рейтинги властных структур снижаются, говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, но судить о тенденции по снижению на 4% рано, надо посмотреть ситуацию в течение нескольких недель. К тому же, по другому опросу, 48% хотя и не видят изменений к лучшему в связи с антикризисными мерами правительства, но рассчитывают на это и лишь 22% настроены пессимистично.
Данные социологии правительство внимательнейшим образом отслеживает, изучает и, безусловно, учитывает в своей работе, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, ну а как их интерпретировать — вопрос к социологам.
«Левада-центр» также отмечает постепенное, начиная с осени, уменьшение числа россиян, одобряющих деятельность правительства (с 66% в сентябре до 58% в январе). В январе лишь 26% респондентов выразили уверенность в способности правительства в ближайшее время добиться изменений к лучшему, хотя еще в ноябре прошлого года на это надеялся 31%, а в июле — 44%.
По мнению замдиректора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, население никогда не знает, что конкретно делает правительство, но в прошлом ему доверяли, а теперь возникла тревога и от власти уже не ждут чего-либо хорошего. Другое дело, что власть позаботилась за последние пять лет о создании гарантий несменяемости, своего рода подушки безопасности, отмечает эксперт. Как и в советское время, население не верит, что может на что-либо повлиять.
Это не первое падение рейтинга Путина: так было и в 2005 г. во время монетизации льгот, напоминает политолог Михаил Виноградов, и потребовались месяцы, чтобы рейтинг «отрос». Не исключено, что новые настроения отразятся на мартовских региональных выборах, но, как и в 2005 г., КПРФ достаточно робко реагирует на ситуацию. Что касается спонтанного протестного движения, самой тревожной территорией является Дальний Восток.