|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Следователей по осени пересчитают
13.03.2008 19:18
Проект создания в России Федеральной службы расследований (ФСР), о котором так много спорили представители силовых ведомств, вышел на финишную прямую. Как стало известно «Росбалту», руководство МВД РФ объявило подчиненным, что в этом ведомстве в самое ближайшее время не останется ни следствия, ни Следственного комитета (СК). Вместо последнего в МВД РФ появится Департамент дознания, способный (в случае внесения необходимых поправок в законодательство) вести расследования более чем по 60 % всех российских уголовных дел. Ну а пока еще существующий СК при МВД РФ, точнее — его центральный аппарат, ожидают серьезные преобразования. Сначала все сотрудники, занимающиеся расследованиями, будут объединены в Главное следственное управление, а уже к июлю плавно вольются в создаваемую ФСР. Заработать она должна, по словам собеседников «Росбалта», к осени 2008 года. В МВД РФ считают, что именно ГСУ должно стать ядром ФСР, но пока этому активно противится глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Как и передаче 60 % уголовных дел дознавателям. Идею с созданием ФСР, которая должна объединить все российское следствие, еще в 2001 году озвучил тогдашний замглавы администрации президента Дмитрий Козак. Предусматривалось, что новое силовое ведомство появится в рамках начинавшейся судебно-правовой реформы. Самым ярым противником создания ФСР стал генпрокурор Владимир Устинов, категорически не желавший отдавать следствие из Генпрокуратуры. В МВД РФ к этой идее относились более спокойно. Там подобную реформу считали прогрессивной, но едва ли осуществимой в условиях, когда только принят и еще «не обкатан» новый Уголовно-процессуальный кодекс. С таким мнением согласился и президент Владимир Путин, отложивший создание ФСР на неопределенный срок. В конце 2002 года с неожиданной инициативой выступило МВД РФ: тогдашний ее руководитель Борис Грызлов предложил создать ФСР внутри МВД и в рамках реформы этого ведомства. По его задумке, в ФСР должны были войти СК и органы дознания. МВД даже подготовило соответствующий законопроект, который вызвал недовольство как в самом СК, так и в Генпрокуратуре. Владимир Устинов, в очередной раз раскритиковав СК, назвал идею с созданием ФСР «маниловщиной». «Соединяя плохое с плохим, хорошего не получишь», — заявил генпрокурор. Более спокойно объяснил свою позицию корреспонденту «Росбалта» Михаил Зотов, занимавший в то время должность первого заместителя начальника Следственного комитета при МВД РФ. «В России 18 тыс. дознавателей. Из них только 8 тыс. финансируются из федерального бюджета, а остальные содержатся за счет местных властей. При объединении придется брать 10 тыс. дознавателей в штатную численность следственных органов. Для этого нужно изыскивать соответствующее материальное обеспечение. А это где-то около 1 млрд руб. в год. К тому же уровень профессионализма дознавателей зачастую гораздо ниже, чем у следователей. Там с высшим юридическим образованием около 20% сотрудников». В результате в СК все-таки произошли изменения. Там появилось два основных управления — по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности и по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности – которые и ведут все уголовные дела, а также ряд управлений, занимающихся организационными вопросами, аналитикой и т.д. Обсуждение необходимости создания ФСР в 2003 году прекратил президент, который на встрече с силовиками в Кремле заявил, что «реорганизация структуры силового блока завершена и никаких дополнительных изменений здесь не требуется». Путин предложил «прекратить все разговоры» и просто «наладить эффективную работу». После этого вплоть до января 2007 года все дискуссии о ФСР не велись, пока по этому поводу не заговорил возглавивший Генпрокуратуру Юрий Чайка. Хотя до этого именно Генпрокуратура была основным противником появления подобной службы. «Я активный сторонник создания некоего общего следственного комитета, в котором будут объединены следственные части ФСБ, МВД, прокуратуры, — сообщил г-н Чайка. — Но считаю, что за Генеральной прокуратурой должно быть оставлено право избирательности». Такая лояльность Юрия Чайки к ФСР, по словам собеседника «Росбалта» в Генпрокуратуре, отнюдь не случайна. Решение о создании единого следствия было окончательно принято в Кремле, и никаких споров тут уже быть не могло. А вскоре проект создания ФСР начал осуществляться, и первым он ударил по Генпрокуратуре. В сентябре 2007 года начал работать Следственный комитет при прокуратуре РФ, в который из Генпрокуратуры были переданы все функции проведения следствия. Генпрокуратуре оставили только надзорные функции и поддержание обвинения в суде. Впрочем, Юрий Чайка сдаваться не собирался. В конце 2007 года на встрече с журналистами он объявил о подготовке Генпрокуратурой законопроекта, в котором речь идет о двух видах дознания. Один из них предусматривает упрощенную форму для расследования преступлений небольшой тяжести. В этом случае в течение недели можно будет закончить расследование, предъявить обвинение и направить дело в суд. Второй вид дознания по упрощенной схеме предназначается для преступлений средней тяжести, где необходимое расследование будет вестись в течение двух-трех месяцев. В МВД РФ идею с передачей дел по преступлениям небольшой и средней тяжести дознавателям поддержали. Ведь от этого выигрывают оба ведомства. МВД РФ вместо уходящего Следственного комитета получит возможность вести расследования при помощи дознавателей. А Генпрокуратура планирует таким образом значительно расширить собственные полномочия, поскольку прокурор имеет право отменять любые решения дознавателя. Кроме того, прокурор может сам возбудить уголовное дело и поручить дознавателю провести расследование. Тогда как сейчас вмешательство прокурора в работу следствия крайне ограничено. Однако возможной передаче 60 % уголовных дел дознавателям крайне воспротивился руководитель СК при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. «Недавно прозвучали предложения о расследовании большинства преступлений в форме дознания,- заявил он на коллегии своего ведомства. — Это увеличит число составов преступлений, расследуемых органами дознания, вдвое (с 90 до 195 составов) и приведет к передаче в дознание от следователей почти миллиона дел. Столь значительное увеличение нагрузки на дознавателей приведет к ухудшению качества расследований преступлений и в целом к снижению эффективности выполнения функций государства по уголовному преследованию». Однако все попытки помешать продвижению законопроекта об органах дознания, по словам высокопоставленного собеседника «Росбалта» в МВД РФ, бесполезны. Единственное, чего пока удалось добиться Александру Бастрыкину, — чтобы к перечислению преступлений небольшой и средней тяжести, расследование которых будет находиться в компетенции дознавателей, добавилась формулировка «за исключением преступлений, имеющих особую значимость». Впрочем, кто будет определять степень этой значимости, неясно. Скорее всего, как раз Генпрокуратура. «Решение об усилении роли дознавателей принято на самом вверху, его одобрил президент, поэтому споры не имеют смысла, — отметил наш источник. – В МВД РФ уже начата работа в данном направлении». В первую очередь речь идет о грядущих изменениях в Следственном комитете при МВД РФ. По данным «Росбалта», на прошлой неделе сотрудникам СК объявили, что в ближайшее время будут объединены два управления комитета, непосредственно занимающиеся расследованием уголовных дел, в Главное следственное управление (ГСУ). Все остальные управления СК должны стать основой создаваемого Департамента дознания МВД РФ. Позже эта структура может стать самостоятельным ведомством, в которое вольются дознаватели из таможни, наркоконтроля, службы судебных приставов, ФСБ, ФСО и Службы внешней разведки. ГСУ же, по словам представителей МВД РФ, уже в июле этого года станет основой ФСР. «Приказ президента о создании ФСР готов, — отметил собеседник «Росбалта» в МВД РФ. – Он должен был быть подписан в декабре этого года, но потом это решение решили отложить до выборов нового президента. О том, что до осени ФСР начнет работу, мы уже были извещены». В пользу того, что именно ГСУ, а не СК при прокуратуре РФ, станет основой ФСР, говорит много доводов. У милицейских следователей уже давно отлажено прекрасное взаимодействие с оперативниками и дознавателями. Милицейские следователи имеют опыт работы с большим количеством уголовных дел. Достаточно сказать, что прокуратурой в 2006 году было возбуждено 318 тыс. дел, тогда как органами МВД — 3,2 млн. По мнению источников «Росбалта» в МВД и Генпрокуратуре, скорее всего именно нынешний руководитель СК при МВД РФ Алексей Аничин, сокурсник Владимира Путина по юридическому факультету ЛГУ, будет заниматься формированием руководства ФСР. Милицейских следователей гораздо больше, чем прокурорских, и им более комфортно будет вливаться в структуру, тоже возглавляемую выходцами из МВД РФ. Впрочем, и прокурорские следователи не должны остаться в обиде. До прихода в МВД РФ Алексей Аничин работал в системе прокуратуры. «Следственные отделы и управления МВД РФ в регионах должны влиться в МВД без всяких проблем, – отметили собеседники «Росбалта». — Не должно их быть и со следователями из ФСБ и ФСКН. Их число очень незначительно. А вот с руководителями СК при прокуратуре РФ уже начались проблемы». По словам нашего источника, Александр Бастрыкин, тоже претендующий на должность главы ФСР, якобы заявил, что не хочет видеть в центральном аппарате ФСР почти никого из руководителей центрального аппарата СК при МВД РФ. До начала 2008 года в неафишируемой борьбе за лидерство в ФСР предпочтение не отдавалось ни одному, ни другому СК. Однако потом стало ясно, что в Кремле больше расположены к милицейским следователям. Например, Александру Бастрыкину так и не дали сформировать собственную команду заместителей, а с его подчиненными рабочие договора подписаны всего на год и истекут они как раз к сентябрю 2008 года, когда и должно заработать ФСР. Не совсем в порядке ситуация и с заместителями главы СК при МВД РФ, но она скорее напоминает обстановку накануне реформ. В частности долгое время все заместители главы СК носили приставку «врид» (временно исполняющий должность). Недавно от нее избавились трое замов. В своих должностях были утверждены Евгений Тимлев, Александр Матвеев, Николай Шелепанов, а два других «врид» заместителя главы СК — Олег Логунов и Юрий Алексеев — пока нет. «Скорее всего, Тимлев, Матвеев и Шелепанов останутся в МВД и войдут в руководящий состав Департамента дознания, — отметил наш собеседник. – Олег Логунов, работавший в управлении Генпрокуратуры по СЗФО, наверняка перейдет вслед за Аничиным в ФСР. Судьба Алексеева еще не ясна». Какие бы кадровые войны сейчас ни шли в следственных органах, очевидно одно. ФСР появится в ближайшие месяцы, и это вопрос решенный. СК при прокуратуре РФ готов к такому объединению. СК при МВД РФ будет готов к этому в ближайшее время. А новое единое следствие станет одним из самых могущественных силовых ведомств, от которого невольно будут зависеть и МВД, и ФСКН, и ФСБ, и многие другие ведомства. Подождем осени…
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |