Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Квартирный не вопрос
6.11.2006 15:50
Несмотря на масштабную экспансию представителей Петербурга в федеральные органы власти, к концу 2004 года еще оставались не затронутые ею анклавы. Одним из таковых был Российский фонд федерального имущества (РФФИ) — специализированное учреждение при правительстве РФ, обладающее исключительным правом на реализацию федеральной собственности. Однако на оставшегося со времен Касьянова председателя РФФИ Владимира Малина было возбуждено уголовное дело в связи с тем, что он нанес ущерб государству, подписав мировую по делу о продаже 20% акций «Апатита» (это, напомним, был один из эпизодов дела Ходорковского — Лебедева).
       Собственность, проходящая через РФФИ, велика и многообразна. Во-первых, государство по-прежнему продает то, что ему более не нужно, то есть продолжает эпопею с приватизацией. Например, в прошлом году государство рассталось с пакетами акций Морского порта Санкт-Петербурга, Владивостокского морского торгового порта и Банка Москвы. Всего же РФФИ принес в бюджет 34,091 млрд руб.
       Два года назад показатели были многократно выше, главным образом за счет другой доходной статьи — реализации обращенного в пользу государства имущества. Все мы помним знаменитую «аферу года»: аукцион по продаже «Юганскнефтегаза», на котором победила зарегистрированная в тверской рюмочной контора под неизвестным прежде названием «Байкалфинансгрупп», сподобившаяся раздобыть более девяти миллиардов долларов.
       Впрочем, не всегда продажи идут так успешно. К примеру, конфискованные мобильные телефоны уполномоченные РФФИ фирмы реализовывали по усредненной цене 273 рубля за килограмм (см.
№ 20 «Новой»за этот год). Поговаривают, что громкие отставки в Генпрокуратуре связаны не только с «делом «Трех китов», но и с этим эпизодом.
       Словом, суммы через фонд проходят колоссальные, механизмы реализации имущества во многих случаях спорные и непрозрачные. И такая вот структура до поры до времени находилась за скобками вертикали власти.
       И вот 4 октября 2004 года на должность врио председателя был назначен экс-доцент юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Юрий Петров. От неприятной приставки он избавился только в апреле 2006 года, зато успел за это время создать коллектив земляков-единомышленников, о некоторых аспектах работы которого мы вам и расскажем.
       
Председатель аукционной комиссии по продаже "Юганскнефтегаза" Юрий Савин (слева) и глава РФФИ Юрий Петров. (Фото — PhotoXPress)
   
       
Как мы уже отметили, на момент прихода Петрова РФФИ оставался одним из немногих ведомств, не затронутых волной питерской экспансии. Новый начальник принялся исправлять этот недостаток со всей возможной оперативностью. Но быстрой и полной смене состава центрального аппарата мешала одна проблема: Малин оставил после себя нескольких заместителей, избавиться от которых одним росчерком пера было невозможно.
       Таковы нюансы госслужбы: чиновника, тем более высокопоставленного, просто так уволить нельзя. Требуется либо заявление по собственному желанию, либо проступок, подпадающий под статью Трудового кодекса, либо перевод более не нужного товарища на другую ответственную должность, сохраняющую если не объем полномочий, то хотя бы прежние статус и уровень обеспечения материальными благами. (Классическим примером может служить нашумевшая рокировка, когда экс-генпрокурор Владимир Устинов не был отправлен в отставку или на пенсию, а получил кресло министра юстиции.)
       Если человека нельзя лишить должности, можно лишить его полномочий, создав как бы параллельную структуру. Именно по этому пути пошло новое руководство РФФИ. Аппарат фонда, прежде выполнявший сугубо технические функции, очень быстро был превращен в центр административной силы — в противовес оставшимся от Малина заместителям. (По аналогии с администрацией президента, которая еще при Ельцине превратилась из канцелярии во влиятельное ведомство, а ныне и вовсе представляет собой средоточие политической, идеологической и финансовой мощи.)
       Понимая, что передовые отряды не должны испытывать проблем с материально-техническим обеспечением, Петров первым делом постарался решить для новых соратников исторически принципиальный для Москвы квартирный вопрос.
       Сразу пять-шесть сотрудников аппарата, еще не успев избавиться от приставки и.о., сменили питерскую прописку на московскую. Причем достались им не коммуналки, а вполне комфортабельные апартаменты в не самых худших районах столицы.
       Так, для Белого Валерия Васильевича за 220 тыс. долл. была приобретена квартира площадью 67,5 кв. м на Университетском проспекте; для Саввина Юрия Викторовича — квартира на ул. Крылатские Холмы площадью 73,2 кв. м (сумма сделки — 221,5 тыс. долл.); для Коробова Алексея Валерьевича — «трешка» на ул. Высокая (за 220 тыс. долл.); для Коровкевича Владимира Владимировича — аналогичного формата квартира на ул. Кравченко за те же 220 тыс. долл.; для Шестрерюка Анатолия Степановича — 100,5 кв. м в квартире в Мирском переулке. Как вы догадались, за 220 тысяч. Ниже этой планки почему-то опустился только Бочаров Алексей Евгеньевич: ему квартира на ул. Марии Ульяновой была куплена за 205 530 долларов. Зато апартаменты самого Петрова Юрия Александровича на набережной Тараса Шевченко обошлись РФФИ в 408 080 долл. — наверное, по соображениям субординации.
       Таким образом, массовое переселение питерских в Москву оказалось зафиксировано не только в анекдотах, но и в Распоряжении РФФИ от 17.01.2005 за весьма показательным № 1. Что и говорить: роскошными получились новогодние подарки.
       А ведь Петров, согласно указанию председателя правительства, в связи с переходом фонда на бюджетное финансирование, до конца 2005 г. максимальное количество денег должен был перечислить в федеральный бюджет.
       Обратите внимание: речь идет не о банальном выделении служебных квартир или дач, которыми обеспечиваются все свеженазначенные ВИПы, а о приобретении недвижимости в собственность. Здесь Петрову и его питерским коллегам несказанно повезло: до начала нынешнего года РФФИ был не бюджетной, а самостоятельной организацией, находившейся фактически на хозрасчете и бравшей за свои услуги комиссию в размере 3 — 5% от суммы сделки.
       Напомним, что 19 декабря 2004 года РФФИ провел скандальный аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» за 9,3 миллиарда долларов.
       Бюджет, значит, не треснул, да и про новое руководство фонда, несмотря на приставки и.о. и скромный стаж работы, уже нельзя было сказать, что оно не имеет никаких существенных заслуг перед государством.
       
       
Р
ешив наиболее существенные проблемы на федеральном уровне, новая команда, как этого и следовало ожидать, принялась за выстраивание вертикали власти в регионах. Надо сказать, что РФФИ был тогда феодально расчлененной структурой: руководитель каждого регионального отделения был сам себе Петровым, полностью отвечая за реализацию имущества на подведомственной ему территории. Центральный аппарат занимался лишь сделками особо крупных размеров, тем, что поступало в виде поручений от федеральных органов власти.
       В регионах новое руководство столкнулось с той же проблемой, что и в Москве: подходящего предлога для увольнения существующих начальников никак не находилось. Тогда тема двойников действующих руководителей, заданная еще на федеральном уровне, была раскрыта окончательно.
       Дело в том, что сама по себе должность руководителя регионального отделения РФФИ еще ничего не значит. Это просто ставка с окладом (небольшим) и другими выплатами и материальными поощрениями (уже существенными). Настоящим инструментом власти, ядерным чемоданчиком местного значения является доверенность, выдаваемая из Москвы. Только она дает полномочия для совершения сделок с государственным имуществом и выполнения прочих обязанностей, приличествующих полноценному руководителю.
       Так вот, главы региональных отделений получили ранее не имевших никакого отношения к фонду заместителей, которым волевым решением сверху и была передана доверенность. Точнее, непосредственно перед получением дополнительных полномочий новые заместители распоряжением Петрова назначались врио руководителей отделений. При том, что самих руководителей никто не увольнял, и даже серьезных взысканий они в большинстве своем не имели. Вышло как в анекдоте про мужа — заместителя любовника по хозяйственной части.
       Подобная фантасмагория не могла долго существовать даже в рамках видавшей виды российской бюрократической системы. И в мае этого года Юрий Петров издал указ № 7 «О реорганизации филиальной сети РФФИ». Хотя правильнее его было бы назвать приказом об удвоении начальствующих единиц.
       Дело в том, что, согласно постановлению правительства РФ № 925 от 25 декабря 2002 года и уставу РФФИ, фонд создавал на местах «региональные отделения, имеющие статус филиалов». Более того, во всех нормативных актах слово «филиал» писалось в скобках после слов «региональное отделение». То есть речь шла о полных синонимах.
       Тем не менее указ № 7 создавал на месте региональных отделений филиалы. Что делать с отделениями, не было понятно даже реформаторам. Существовавшие параллельно структуры имели одинаковые адреса, фактические и юридические, идентичные реквизиты, но разных начальников и сотрудников. При этом доверенности, естественно, получали руководители филиалов, а зарплату продолжали платить всем без исключения.
       Вместо симбиоза, однако, вышло противостояние. К примеру, руководитель филиала РФФИ в Тверской области Лобков Г.Д. 25 октября издал замечательный в своем роде приказ ф/11, суть которого сводится к тому, что первая обязанность каждого сотрудника филиала — не допустить в рабочий кабинет сотрудников отделения, то есть своих предшественников. А все потому, что руководитель отделения Екимов С.Ю., не согласный с собственным увольнением в прошлом году, выиграл судебный процесс, после чего был восстановлен в должности и получил от РФФИ немалую сумму за вынужденный многомесячный прогул. Интересно, что г-н Екимов может найти в своем кабинете такого, чего ему, по мнению г-на Лобкова, видеть не полагается?
       Не исключено, что ситуация похожа на ту, когда начинающий рифмоплет стыдится публично показать свое творчество. Ведь новые руководители филиалов в большинстве своем не имели серьезного опыта государственной службы, тем более в такой специфической области, как управление федеральным имуществом. Так, в Смоленске Юхименко И.А. бросил должность директора сельхозрынка, в Оренбурге Буяновский А.Е. оставил пост директора филиала сети «Джекпот». В Кирове филиал РФФИ возглавила бывший секретарь главного федерального инспектора, а в Южно-Сахалинске — охотник-промысловик из военных.
       В Саратове и вовсе случился анекдот вкупе со скандалом. Выяснилось, что назначенный руководителем местного филиала Николай Александрович Обыденнов не имеет высшего образования и начинал карьеру токарем, слесарем и старшим дворником, постепенно поднявшись до начальника ЖЭУ и попав по коммунальной линии в и.о. первого замглавы администрации Волжского района г. Саратова.
       В этом, право, нет ничего зазорного: сам Петров на ранних этапах трудового пути тоже был слесарем. Николай Обыденнов в Саратове — вообще человек заслуженный: в апреле 2000 г. губернатор даже выписал ему денежное поощрение в 1500 рублей «За активное участие в подготовке и проведении досрочных выборов президента РФ». У него, пожалуй, только один недостаток: заступая на ответственную должность руководителя филиала РФФИ, г-н Обыденнов устыдился, видимо, собственной необразованности.
       Так или иначе на титульной странице его трудовой книжки в графе «Образование», очевидно, более поздняя приписка «высшее» идет через запятую после «среднее». Да и специальность для даты заполнения документа, 30 марта 1982 года, указана уникальная: менеджер. Хорошо, что не мерчендайзер (впрочем, для управляющего госимуществом и это было бы к месту).
       В личном деле можно найти еще и диплом Саратовского государственного технического университета, согласно которому Н.А. Обыденнову присвоена квалификация «инженер-менеджер». Впрочем, если верить архивной справке за подписью проректора СГТУ А.Ю. Слепухина, то диплом ДВС № 0649513 вузом никогда не выдавался и Обыденнов там никогда не учился.
       Стоит отметить, что сам Николай Александрович подлинность документов отрицает и списывает их появление на происки врагов, публично назвать которых наотрез отказывается. Интересно, видит ли он в их числе бывшего руководителя саратовского отделения РФФИ Александра Жадана? Мотив, пожалуй, есть: все-таки Жадан был уволен в связи с сокращением штата, хотя прежде имел одни поощрения и награды, в том числе от Петрова. Как-то это не очень состыковывается с ч.5 ст.75 Трудового кодекса, согласно которой при изменении подведомственности организации либо при ее реорганизации (слиянии, присоединении, выделении и пр.) трудовые отношения с согласия работника продолжаются.
       
Трудовая книжка менеджера образца 1982 г., платежка для ООО "Медведь", несуществующий диплом.
   
       
С
лучай с Жаданом не уникален, а типичен. В ходе реорганизации РФФИ занимаемых должностей в той или иной форме лишились 33 из 35 бывших руководителей региональных отделений. Теперь одиннадцать из них (Ильина К. И., Екимов С. Ю., Мудрецов Н. И., Пугин А. В., Артамонов В. А., Усачев А. Ю., Новикова Е. В., Жадан А. А., Жмулев В. А., Усов С. Р., Калугин В. В.) координированно готовят иски о восстановлении нарушенных трудовых прав и, кроме того, добиваются от главного контрольного управления администрации президента и Трудовой инспекции проведения тотальной проверки РФФИ, мотивируя ее необходимость тем, что пострадали не только они, но и федеральный бюджет, на котором с начала года «висит» фонд. Действительно, в результате реорганизации по Петрову количество начальников, получающих зарплату, удвоилось, а эффективность труда при этом не выросла.
       Хотя представители центрального аппарата, наверное, чувствуют себя спокойно: у них хорошие юристы. По крайней мере, дорогие. Так, в 2005 г. РФФИ заключил девять договоров на общую сумму 2 млн 115 тыс. долларов об оказании правовой поддержки. Как вы думаете, кто был поверенным РФФИ во всех этих случаях? Амстердам? Падва? Нет, секретная организация (настолько секретная, что о ней ничего не сообщает даже «Яндекс») — ООО «Медведь». Все, что пока мы можем о ней сообщить, — это юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Б. Подьяческая, д. 9, литер Б, пом. 2-Н. Впрочем, это уже совсем другая история, которую мы с удовольствием расскажем вам в следующих номерах «Новой газеты».
       Пока же нам хотелось бы сформулировать несколько вопросов руководству РФФИ, потому что ситуация, кажущаяся странной при взгляде со стороны, изнутри может выглядеть совсем по-другому:
       1. Насколько обоснованным было выделение нескольких миллионов долларов из бюджета РФФИ для приобретения жилья для сотрудников, отработавших в учреждении всего несколько месяцев и даже не избавившихся от приставки и.о.?
       2. Чем была продиктована необходимость реорганизации филиальной сети учреждения: низкой эффективностью работы региональных отделений, выявленными случаями коррупции на местах или чем-то еще? Как вы оцениваете результаты этой реорганизации, учитывая, что в ходе ее сложилась ситуация, когда на протяжении длительного времени из федерального бюджета выплачивалась зарплата двум и более руководителям одного регионального отделения (филиала)?
       3. Какими критериями вы руководствовались, принимая на работу руководителей филиалов в Саратовской, Смоленской, Оренбургской, Кировской и Сахалинской областях?
       4. Чем был продиктован выбор ООО «Медведь» в качестве фирмы, систематически оказывающей РФФИ правовую поддержку за крупное вознаграждение?
       Соответствующий официальный запрос был отправлен в пресс-службу РФФИ в пятницу. Мы будем рады опубликовать любые официальные комментарии представителей фонда.
       И, безусловно, вернемся к этой теме, поскольку очень хочется понять, кто и как распоряжается нашим (налогоплательщиков) имуществом.
Новая газета , 6.11.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru