Вчера состоялся первый железнодорожный съезд, посвященный программе развития отрасли до 2030 г. По данным РЖД, на ее реализацию необходимо 13,7 трлн руб., из которых государство даст 2,7 трлн руб., а 5,5 трлн руб. изыщет монополия. Первым выступил президент Владимир Путин. Он сообщил, что программа «в целом одобрена правительством». А затем предправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс предложил президенту РЖД Владимиру Якунину посоревноваться в привлечении частных инвестиций. «Я готов подписаться под цифрой 1 трлн руб.», — цитирует его слова «Интерфакс».
Якунина вызов не смутил. Он пообещал привлечь еще больше и объявил, что после 2010 г. акции компании могут быть размещены на бирже «при безусловном сохранении государственного контроля над железнодорожной инфраструктурой».
Идея IPO обсуждается в компании около полугода, рассказал «Ведомостям» вице-президент РЖД по финансам Федор Андреев. Сейчас государству принадлежат все 100% акций монополии. РЖД, по словам Андреева, может предложить инвесторам меньше 25% акций, чтобы у государства остался полный контроль. На продажу могут быть выставлены акции допэмиссии, чтобы средства остались в компании. По оценке Андреева, на подготовку к IPO уйдет не менее трех лет. Например, придется менять законодательство, запрещающее отчуждение акций РЖД.
Но окончательного решения об IPO еще не принято, так как вопрос еще не обсуждался в правительстве, сказал Андреев. Не обсуждали эту идею и в администрации президента, подтверждает близкий к ней источник. По его мнению, слова о возможном IPO — это «пробный камень» Якунина. Ведь размещаться на биржах сейчас модно, а инвестиционные потребности РЖД велики, говорит он.
Сколько может выручить РЖД, Андреев говорить не стал. Как заявил «Интерфаксу» президент ВТБ и член совета директоров монополии Андрей Костин, за 20% акций компании можно выручить 300 млрд руб. Управляющий директор «Атона» Стивен Дашевский восхищен перспективой появления акций РЖД на бирже. Оценку Костина он считает заниженной. Если бы компания размещалась сейчас, она могла бы стоить не $50 млрд, а до $75 млрд. «Акции госкомпании будут пользоваться огромным спросом у инвесторов», — говорит Дашевский. По его словам, это IPO вполне способно побить по популярности размещения «Роснефти», Внешторгбанка и Сбербанка. Ведь во всем мире бум на инфраструктурные проекты, а РЖД — один из крупнейших в мире владельцев инфраструктуры.
Ведомости ,
25.10.2007