|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Корпорация "Кремль"
31.05.2007 00:01
В России выстроились семь крупных номенклатурно-политических групп (НПГ), считают аналитики Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР). У всех НПГ мощное финансово-политическое влияние, но они полностью лояльны Кремлю. Пока преемник Владимира Путина не назначен, группы жестко конкурируют, объединяются в ситуативные союзы и даже готовы выдвигать кандидатов в президенты.
Авторы доклада “Ведущие российские корпорации и власть: технологии взаимодействия” выделяют семь групп влияния: “Газпром”, “Роснефть”, акционеры банка “Россия”, ФГУП “Рособоронэкспорт”, РАО “РЖД”, “Базэл” и группа Романа Абрамовича. “На смену финансово-промышленных группам пришли государственно-номенклатурные альянсы”, — объясняет гендиректор ЦПКР Михаил Виноградов. Главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков согласен с термином НПГ, только выражает удивление отсутствием в списке “Альфа групп”. “Альфа” и “Лукойл” не стали ядрами НПГ, а скорее встраиваются в расклады, объясняет Виноградов, а у Абрамовича и Дерипаски есть представители во властной номенклатуре. “Газпром” управляется “юридической” группой (Дмитрия Медведева и Алексея Миллера). В докладе говорится, что группа сотрудничает с генпрокурором Юрием Чайкой, сильны ее связи с ФАС. Но наиболее мощный ресурс группы — давнее знакомство ее лидеров с президентом. У группы — сильнейшие медиаактивы: холдинг “Газпром-медиа”. К “юристам” также близок министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Лидером основного конкурента “юридической” группы — “силовой” группы, или группы “Роснефти”, в докладе назван замглавы администрации президента Игорь Сечин; другой ее важный представитель — директор ФСБ Николай Патрушев. К “силовой” группе примыкают руководители ФТС и ФНС. У этой группы нет медиаактивов, но сильнейший административный ресурс. К недостаткам ее относится отсутствие лоббистской базы в Госдуме. Группа акционеров банка “Россия”, в которой состоит много хороших знакомых Путина, строится на двух компаниях: собственно банке “Россия” и “Сургутнефтегазе”. За последний “россияне” конкурировали с “силовой” группой. “Россияне” консолидируют медийные активы: ТРК “Петербург”, Ren-TV — и финансовые: входящий в группу “Согаз” купила в 2006 г. у “Газпрома” более 75% компании “Лидер” и 3% “Газпрома”. Группа “РЖД” близка к “россиянам”, однако ее лидер, президент РЖД Владимир Якунин имеет и собственные интересы, связанные с развитием железнодорожного транспорта в России и за ее пределами. К сильным сторонам группы относится близость ее лидера к Путину и возможности по мобилизации электората: работающих в РЖД — 1,3 млн человек, а если считать членов их семей, то можно смело умножать на пять, говорит пресс-секретарь ОАО РЖД Наталья Акафьева. Группа “Рособоронэкспорта” во главе с ее гендиректором Сергеем Чемезовым, который не только личный друг президента, но и имеет собственных людей во всех профильных ведомствах и структурах (Минпромэнерго, Минобороны, Генштаб), как и РЖД, располагает значительными электоральными ресурсами: в российском машиностроении работает 2,7 млн человек. К слабостям группы относится прежде всего традиционный конфликт с министром обороны, Сергей Иванов это или Анатолий Сердюков, пишет ЦПКР. Две группы, представленные частными собственниками, Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем, заработали значительный административный ресурс, участвуя в стратегических государственных проектах — таких, как Олимпиада в Сочи или управление глубоко дотационной Чукоткой. В последнем послании Федеральному собранию Владимир Путин одобрил стратегические проекты практически для всех групп, говорит Виноградов: “Крупные госкомпании, прежде всего сырьевые, в перспективе будут оставаться важным инструментом внешнеэкономической и внешнеполитической экспансии России”. Все семь корпораций — ресурсные центры, от которых зависят сценарии смены власти и обеспечения стабильности, и Кремль добивается, чтобы у них была консолидированная позиция, разъясняет политолог Дмитрий Бадовский. Источник в окружении Абрамовича отрицает наличие какой-либо предвыборной концепции: “Кого скажут, того и будем поддерживать”. Некоторые из групп способны выдвинуть собственного кандидата в президенты (Медведев от “Газпрома”, Якунин от РЖД) , но лидеры боятся засветиться в этом качестве, говорит Виноградов и называет наиболее вероятным сценарием выбора преемника консенсусный. “Деньги от бизнес-групп власти, по большому счету, не всегда нужны”, — заключает Бадовский.
Ведомости ,
31.05.2007
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |