Совместное предприятие, о создании которого на прошлой неделе объявили “Газпром” и холдинг СУЭК Андрея Мельниченко и Сергея Попова, способно вбить последний гвоздь в гроб реформы электроэнергетики по Анатолию Чубайсу. Масштаб угольно-энергетического СП, в котором 50% плюс одна акция получит газовая монополия, а остальное — СУЭК, вполне позволяет. Не случайно глава РАО ЕЭС, комментируя сделку, назвал ее “большим успехом акционеров СУЭК и большой ошибкой государства”.
Операция была молниеносной. Еще осенью собственники СУЭК собирались провести в начале этого года частное размещение 15% акций компании, выручив $300-500 млн, оценив всю компанию от силы в $3,3 млрд. Если СУЭК, как предполагают участники рынка, внесет в СП все свои активы — 77 угольных предприятий, доли в региональных энергокомпаниях в Сибири и на Дальнем Востоке и почти 2% акций РАО ЕЭС, а “Газпром” — принадлежащие ему 11,6% акций РАО, которые по текущим котировкам в РТС стоят $6 млрд, то Мельниченко и Попов должны будут еще доплатить. В результате получится СП, которое сможет рассчитывать на то, чтобы в ходе реформы энергетики конвертировать свои почти 14% акций РАО ЕЭС в крупные пакеты акций генерирующих компаний ОГК и ТГК. По первым грубым прикидкам, СП хватит акций РАО на то, чтобы получить контроль над третью всей генерации в стране.
Создание СП удобно обеим сторонам. Акционеры СУЭК могут рассчитывать, что их доля в СП с “Газпромом” будет стоить гораздо больше, чем активы, которые они передают. “Газпром” усиливает свою позицию энергетического монополиста без траты средств и даже, не исключено, получит денежную компенсацию.
У “Газпрома” есть и дополнительный интерес. Получив доступ к активам крупнейшей в России угольной компании, газовый монополист может активизировать перевод электростанций с газа на уголь, для начала — собственных. Энергетики — крупнейшие потребители газа в России и вечно просят у “Газпрома” увеличить лимиты поставок. Монополия же давно находится под угрозой нехватки газа, добыча которого растет не больше чем на 2% в год. Не выполнить экспортные контракты “Газпром” позволить себе не может — это был бы удар и по карману, и по имиджу России как энергетической сверхдержавы. А так у него появится возможность играть с балансом на внутреннем рынке, поскольку перевод электростанций на уголь существенно дешевле, чем увеличение добычи газа на Ямале.
$m ,
12.02.2007