В результате бездействия финансовых, налоговых и таможенных органов из России ежегодно утекает около 150 млрд. рублей. Об этом в ходе вчерашнего заседания правительства заявил глава Центробанка Сергей Игнатьев. По его словам, столь крупная утечка происходит в результате «очень странных процессов», связанных с налогом на добавленную стоимость (НДС). Эти замечания глава Центробанка сделал в ходе обсуждения доклада заместителя министра финансов Сергея Шаталова, предложившего изменить систему администрирования НДС. В частности, Минфин выступил за введение спецрегистрации плательщиков НДС в специальном реестре, введение системы НДС-платежей и ужесточение системы контроля.
«Российские юридические лица, как правило, с признаками фирм-однодневок, в массовом порядке перечисляют рублевые средства на рублевые счета компаний-нерезидентов, открытые, как правило, в иностранных банках якобы за товары, приобретенные на территории РФ, – с тревогой констатировал Игнатьев, – причем эти суммы, как правило, включают НДС». Фирмы эти, по данным ЦБ, в массе своей зарегистрированы в офшорных зонах – на Британских Виргинских и Сейшельских островах, в Белизе и т.д., а для проведения таких операций используются банки стран бывшего СССР. Российскими налогоплательщиками они не являются, а потому НДС, перечисляемый им, в бюджет страны никогда не поступает. Паспорт сделки по этим операциям не оформляется, поскольку товар не пересекает границу, и проверить реальность этих операций некому: ни налоговые, ни таможенные органы их не проверяют, несмотря на то что «абсолютное большинство таких сделок фиктивно».
Истинный масштаб ущерба для бюджета в результате таких операций представить сегодня сложно – по крайней мере данных за текущий год еще нет ни в одном ведомстве, однако есть показатели 2005 года, которые у руководства ЦБ вызывают ужас. Только за 9 месяцев прошлого года таких платежей было осуществлено на 1 трлн. руб., почти все они содержали НДС, и таким образом объем недополученных средств только по одному виду операций и только за столь короткий период составил около 150 млрд. руб., сообщает "НГ".
По мнению Игнатьева, сложившуюся ситуацию можно назвать «фантасмагорией», поскольку ЦБ вынужден лишь констатировать факт, не имея возможности его исправить. Очевидно, что в данной ситуации должны работать правоохранительные органы, однако «дырка в налоговом, регистрационном и прочем законодательстве» не позволяет эффективно это делать. Предложения Минфина, озвученные Шаталовым, Центробанк действенными не считает. Специальная регистрация налогоплательщиков НДС – пока лишь идея, причем «очень общая и не очень прозрачная», к тому же ее введение планируется лишь на 2008 год, а система НДС-платежей обсуждается с Минфином уже больше года, но «пока все в тумане», заявил Игнатьев.
Судя по всему, его критика, подкрепленная столь внушительными цифрами потерь, оказалась убедительнее выступлений представителей Минфина, так как доклад министерства был отправлен правительством на доработку.