|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Зерно без господдержки
17.07.2006 00:01
Чтобы увеличить экспорт зерна вдвое, надо доплачивать крестьянам, приватизировать элеваторы и снизить транспортные тарифы, уверена “Деловая Россия” (ДР). В Минэкономразвития не видят надобности форсировать процесс — зерно нужно для развития животноводства.
У России есть уникальный шанс выйти на 2-е место по экспорту зерна, уверен директор департамента Международной зерновой компании Николай Демьянов, соавтор доклада “Аграрный вопрос: основные предложения”, подготовленного к форуму ДР. В последние 25 лет посевные площади под зерновыми на душу населения сократились вдвое, а производство зерна — на 20%. А Россия с 10% мировых посевных площадей (42,5 млн га) производит лишь 2% зерна — 80 млн т. Увеличив урожаи на 20-30 млн т в год, страна сможет экспортировать порядка 20 млн, говорится в докладе. Но для этого производителям и экспортерам нужна господдержка, констатирует ДР. Порядка $4,5 млрд авторы доклада предлагают направить производителям зерна для компенсации каждого гектара зерновых посевов, субсидирования кредитов и закупки сельхозтехники. А экспортеры мечтают о выведении элеваторов из списка стратегических предприятий, чтобы их можно было приватизировать, об ускоренном возмещении экспортного НДС и снижении железнодорожных тарифов. Без господдержки конкурировать на мировом рынке аграрии не смогут, убежден Демьянов. ЕС ежегодно увеличивает субсидии экспортерам зерна и довел их до 9 евро на тонну, говорит он. Благодаря этому европейское экспортное зерно стоит как российское — около $135/т. Особенно сильна поддержка производителей зерна во Франции — 63 евро на тонну продукции, поэтому на внутреннем рынке зерно стоит 103 евро, отмечает президент Зернового союза Аркадий Злочевский. Если субсидировать тарифы, то по экспорту зерна можно и США обогнать, уверен Злочевский. Огромные рынки сбыта для зерна — Корея, Япония и Китай, но попасть на них зерно может только через Дальний Восток, железной дорогой. Сейчас этот путь закрыт: транспортировка тонны зерна к Тихому океану стоит 2000 руб. (почти 2/3 себестоимости), что делает экспорт нерентабельным, говорит Злочевский. Еще на 10% стоимость зерна увеличивают затраты на портовые услуги и сертификацию. Погрузка в Новороссийском порту, через который вывозится половина зерна, стоит вдвое дороже, чем в украинских портах, сокрушается гендиректор “Югтранзитсервиса” Кирилл Подольский. Большая проблема — задержка с возвратом НДС. Возмещение откладывается на полгода-год, подчеркивает Злочевский. Эти издержки экспортеры вынуждены переносить на производителей, в результате чего последние лишаются средств на развитие производства, говорит Подольский. А приватизация государственных элеваторов необходима, поскольку они пускают экспортеров “выборочно”, а условия работы с ними непрозрачны, говорит Демьянов. Увеличить производство зерна до 100-120 млн т, а экспорт — до 20 млн т вполне реально, говорит чиновник Минсельхоза, обещающий экспортерам субсидирование процентных ставок по кредитам. А Минэкономразвития согласно лишь на приватизацию элеваторов. “Как только Минсельхоз попросит о выведении элеваторов из списка стратегических [объектов] и представит обоснование, мы сразу пойдем на эту меру”, — говорит один из подчиненных Германа Грефа. Впрочем, большая часть элеваторов уже приватизирована, отмечает руководитель Аналитического центра агропродовольственной экономики Евгения Серова. Остальным мерам поддержка пока не светит. Нет необходимости вдвое увеличивать экспорт зерна, ведь растет внутреннее потребление мяса и все больше зерна нужно животноводству, говорит директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. А прямые субсидии экспорта вообще запрещены ВТО, напоминает он. Против снижения тарифов на перевозку зерна Минэкономразвития не возражает, но ни Минсельхоз, ни Зерновой союз эту меру пока не обосновали, говорит он. Федеральная тарифная служба уже снизила до конца 2006 г. тариф на перевозку зерна вдвое на расстояние сверх 3000 км, говорит чиновник Минсельхоза. Но затраты при этом уменьшаются только на 20-25%, поскольку за первые 3000 км приходится платить полную стоимость, а это 60% пути, сокрушается Злочевский. Попасть на мировые рынки российскому зерну мешает не отсутствие господдержки, а защитные меры стран-импортеров, подчеркивает Серова. Себестоимость нашего зерна и так ниже французского, но ЕС квотирует зерно и не настроен увеличивать квоту, говорит она. Больше всего государство может помочь зерновикам модернизацией инфраструктуры — особенно элеваторов, говорит директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько
Екатерина Шохина , Ведомости ,
17.07.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |