|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Ищем трудовые резервы
30.06.2006 00:01
В четверг в Федерации мира и согласия прошла научно-практическая конференция «Миграция и развитие России». В числе ее организаторов выступила Общественная палата. Делегаты конференции ставили задачу оценить значение миграции в социально-экономическом развитии и выявление тенденции миграционных процессов в стране. Но основная дискуссия завязалась вокруг президентского указа о содействии в переселении наших соотечественников, который недавно вступил в силу. Докладчики оценивали плюсы и минусы инициативы главы государства. Открыл конференцию заместитель директора Федеральной миграционной службы Михаил Тюркин. Он представил программу, которая должна обеспечить реализацию президентского указа о содействии нашим соотечественникам. Правда, не всем делегатам было понятно, что конкретно предлагает замминистра. Несколько человек из зала попытались получить от него ответы на вопросы. Но чиновник отвечать никому не стал. «Мы же специально приехали для этого, зачем нам тогда такая миграционная служба, которая даже разговаривать с нами не хочет», – в сердцах бросил один из участников конференции. А вот директор Центра миграционных исследований Жанна Зайончковская не разделяет эйфории по поводу президентского указа. Она считает неверным помогать лишь соотечественникам, принадлежащим к титульным нациям Российской Федерации. И этот указ следовало бы распространить на всех граждан бывшего СССР, близких нам по языку и культуре. В ответ заместитель директора ФМС обвинил Зайончковскую в том, что она не читала указа президента. Ниже «Новые Известия» приводят наиболее интересные выступления, прозвучавшие на конференции. Михаил ТЮРКИН, заместитель директора ФМС: – Президент в очередной раз определил приоритетные задачи, стоящие перед Россией. Одна из задач – в ближайшее время существенно снизить уровень нелегальной миграции. И одновременно сделать страну привлекательной для квалифицированных трудовых мигрантов, в первую очередь наших соотечественников из-за рубежа. Самое важное то, что недавно подписан указ президента о мерах содействия переселению наших соотечественников, проживающих за рубежом. И одновременно сразу же объявлен план по реализации данной программы. Почти все мероприятия предусмотрены на 2006 год. Федеральная миграционная служба является координатором этой работы. Во-первых, мы будем расширять российские представительства за рубежом и начнем направлять мобильные группы, состоящие из представителей миграционной службы, Министерства иностранных дел, Министерства здравоохранения и социального развития, в государства, в места наибольшего скопления наших соотечественников. Цель – разъяснить те позиции, которые приводятся в указе президента. Сокращается количество документов, которые необходимо собрать для получения статуса мигранта, уменьшился перечень отказов для въезда в страну – с десяти до четырех. Но ряд ограничений сохранился, мы должны обеспечить права россиян, застраховать себя от мигрантов, которые собираются не работать в России, а просто использовать статус трудового мигранта. С сокращением числа препон на пути мигранта увеличивается ответственность за их нарушение, что будет прописано в Кодексе об административной ответственности. Жанна ЗАЙОНЧКОВСКАЯ, директор Центра миграционных исследований: – Улучшится ли в результате предложенных президентом мер по стимулированию рождаемости демографическая ситуация в стране или нет, вне зависимости от этого миграция будет играть поистине судьбоносную роль в развитии страны. От этого будут зависеть как темпы экономического развития, рост благополучия граждан, так и целостность страны. Сейчас в стране началась не только общая убыль населения, но самое главное, что и убыль трудоспособного населения. Сначала это снижение работающих граждан будет не слишком заметным, оно будет составлять около 2–3 тысяч в год. Но потом такая убыль будет нарастать лавинообразными темпами. С 2010 по 2018 год трудоспособное население будет сокращаться на 1,2 млн. человек в год. До 2020 года сократится на 18–19 миллионов. Для сравнения приведу вам статистику. В российской экономике сейчас заняты от 65 до 70 миллионов человек. И скоро каждого третьего придется заменить мигрантом. Главный вопрос, который перед нами сейчас стоит, сколько нам сейчас нужно иммигрантов. По предварительным подсчетам, такая цифра может составить около 20 миллионов «чистых» иммигрантов. Россия продолжает оставаться в первой тройке привлекательных для миграции стран после США и Германии. Но благодаря миграционным законам, которые были приняты несколько лет назад, миграция у нас сейчас как никогда низкая. Сейчас в страну въезжают около 100–150 тысяч мигрантов в год. Мавлит БАЖАЕВ, председатель подкомиссии Общественной палаты по проблемам борьбы с ксенофобией, национализмом и экстремизмом: – Сегодня очевидно, что миграционная политика должна решить две основные задачи – экономическую и демографическую. С точки зрения экономики необходимо восполнить дефицит рабочих мест. С точки зрения демографии нужно остановить процесс депопуляции в ряде регионов и в итоге добиться увеличения количества граждан страны. В экономической ситуации проблема сводится к тому, что уже к 2006–2007 годам начнется быстрое сокращение россиян трудоспособного возраста. В 2070 году их может оказаться на 45% меньше, а в 2100 году их останется около 35% от исходного числа россиян в начале века. Но это общая оценка. Не стоит делать поспешных выводов о срочном привлечении внешних ресурсов. Уверен, что Россия обладает значительным внутренним потенциалом, чтобы решить значительную часть этой проблемы. Во-первых, дефицит рабочих рук по регионам распределяется крайне неравномерно. Так, наиболее трудодефицитными и в то же время перспективными с точки зрения развития являются регионы Сибири и Дальнего Востока. В то же время на Северном Кавказе и Юге России остро стоит проблема безработицы. В некоторых республиках она достигает 80%. В этой связи представляется целесообразным выработка государственной политики в области внутренней трудовой миграции, чтобы эффективно использовать те ресурсы, которыми мы уже располагаем. Следует отметить, что работа именно на этом направлении дала бы возможность снизить уровень социальной напряженности на Северном Кавказе, что является задачей государственной важности, напрямую связанной с сохранением стабильности и целостности государства России. Во-вторых, сокращению трудовых ресурсов могут быть противопоставлены повышение качества и профессиональной подготовки работников, рост производительности труда. В связи с этим следует ставить перед собой не только количественные, но и качественные ориентиры. Национальная политика, кроме того, должна исходить из целенаправленного формирования больших многонациональных трудовых коллективов. Опыт показывает, что в таких коллективах уровень национальной напряженности и ксенофобии понижен. А значит, такие меры должны стать обязательным элементом в стратегии государства по предотвращению межнациональной напряженности в обществе. Следовало бы продумать специальные программы для иммигрантов, предусматривающие не только языковые курсы, но и изучение истории и культуры страны, содействие повышению трудовой квалификации. Также государство не должно допускать образования моноэтнических анклавов, которые могут стать причиной национальной напряженности.
Надежда Красилова, Новые известия ,
30.06.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |