Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
МВФ ругаться перестал
27.06.2006 00:01
Иллюстрация: VE

Международный валютный фонд уже не ругает Россию за рост госдоходов и зависимость от цен на нефть. Причина смягчения экономистов МВФ не только в том, что Россия почти выплатила долг МВФ – отношение к самому фонду в мире существенно ухудшилось.

О взаимоотношения России и МВФ в 90-е годы можно было написать сложное произведение смешанного жанра – здесь была и трагедия, и триллер, и фарс. Сейчас отношения принципиально изменились – МВФ отстраненно дает свои оценки, а Россия немного небрежно их слушает. МВФ не отдает приказы, а Россия не подчиняется. Кредиты МВФ, которые помогали в долг удерживать российскую экономику на плаву, ей больше не нужны. А иностранным инвесторам, для которых эти кредиты служили своеобразной страховкой краткосрочных инвестиций, придется опираться на знание законов рынка, а не на лобби МВФ.

Динамика цен на нефть не обещает продолжительного роста, но по-прежнему растущие российские госрасходы Международный валютный фонд уже почему-то больше не пугают. «Судя по проекту бюджета на 2006 год, который обсуждает сейчас правительство, тенденция увеличения расходов сохранится и в дальнейшем, – говорилось в отчете фонда еще год назад. – Все это может привести к тому, что резкое падение цен на нефть столкнет Россию к кризису. Это свидетельствует об ослаблении бюджетной и налоговой политики. Россия значительно ускоряет темпы расходования поступлений от нефти».

Теперь глава миссии МВФ даже одобряет дефицитный бюджет, представленный на 2007 год Минфином: «Мы готовы поддержать некоторое увеличение номинального дефицита бюджета при условии, что расходы будут направлены на инвестиции и реформы, обеспечивающие развитие экономики», хотя и оговаривается, что предварительные планы российского правительства на 2006-2007 годы в области бюджетной политики предполагают увеличение расходов «в несколько большем объеме, чем это стоило бы делать».

МВФ критиковал действия российского правительства всегда – за медленные и нерешительные реформы, за неоднозначность последствий реформ решительных, за сокрытие информации и общую нелогичность.

В последнее время критика звучала в адрес высоких расходов бюджета. «В то время, как темпы реформ и рост ВВП замедляются, правительство продолжает наращивать госрасходы, бессмысленно проедая поступления от высокой цены на нефть. В связи с замедлением реформ доходы от высоких цен на нефть не служат делу модернизации экономики», – так охарактеризовал действия правительства прошлогодний отчет миссии Международного валютного фонда.

Сейчас ситуация ничуть не изменилась – госрасходы в ожидании избирательных кампаний растут, ВВП и развитие промышленности притормозили, сроки проведения реформ в планах правительства вообще обозначены очень размыто.

Но критики со стороны МВФ существенно поубавилось.

Теперь МВФ считает достижимыми поставленные правительством цели по снижению инфляции в 2006 году до 8,5%.

«Мы это приветствуем и считаем, что это соответствует заявленным целям макроэкономической политики», – сказал глава миссии фонда Пол Томсен. В то же время, говоря о бюджетной политике, Томсен в дипломатичных выражениях намекнул, что правительству РФ необходимо «очень осторожно» подходить к увеличению дополнительных расходов, чтобы эти расходы не стали стимулом для инфляции.

В целом, по мнению экспертов МВФ, в краткосрочной перспективе экономика России смотрится лучше, чем это было раньше. В среднесрочной перспективе у России есть значительные возможности для смягчения бюджетной политики. «Как только в России снизится инфляционное давление, правительство может позволить себе не стремиться к большему профициту бюджета, но главной задачей станет дальнейшее реформирование экономики и проведение структурных реформ», – отмечает Томсен.

Почему же отношение МВФ, довольно бесцеремонно выдающего экономикам развивающихся стран обязательные к исполнению меры, к России так радикально переменилось?

«МВФ всегда критиковало Россию за увеличение государственных бюджетных расходов. Но, в последнее время стало очевидно, что рост госрасходов стимулирует промышленность и инвестиции, а показатели инфляции находятся в другой плоскости. С этим сложно спорить даже МВФ, поэтому их критика заметно смягчилась», – предполагает эксперт компании «Финам» Ольга Беленькая. Так или иначе, больше рекомендации и критические замечания МВФ не обязательны к исполнению в России.

Год назад Россия полностью и досрочно расплатилась с долгами МВФ, не дождавшись запланированного по графику 2008 года. Последний транш составил $3,3 млрд. На этом погашении Россия сэкономила, а МВФ, соответственно, потерял $204 млн в виде процентов. В августе этого года предполагается полностью расплатиться с Парижским клубом кредиторов по долгам бывшего Союза. Цена экономии составит почти $8 млрд.

«Россия не нуждается во внешних заимствованиях. В срок и даже ускоренными темпами возвращаем прежние долги», – заявил по этому поводу президент Владимир Путин. И, хотя уровень государственной задолженности снизится после выплаты долга, а объем государственных активов, аккумулированных в Стабилизационном фонде, соответствующим образом уменьшится, позиция России, с точки зрения рейтинговых агентств, как чистого внешнего кредитора останется неизменной. Об этом уже заявил Standard & Poor's.

Однако, выплата важнейших с точки зрения мирового финансового сообщества долгов как минимум позволит России чувствовать себя более свободной и в политике, считают аналитики. Ее больше не будут сдерживать рекомендации МВФ. «До тех пор, пока у России был существенный внешний долг перед МВФ, избегать выполнения их рекомендаций мы не могли. Впрочем, и у правительства, в начале 90-х годов идеологических расхождений с этими рекомендациями никаких не было. Со стороны правительства не было даже попыток переубедить МВФ. Фактически, результатом этого сотрудничества и проводимой экономической политики стал дефолт 1998 года. – говорит Ольга Беленькая. – Ни один внешний кредитор России в настоящее время не позволяет себе вмешиваться в нашу внутреннюю политику и экономику, как это было с МВФ. Даже страны-члены Парижского клуба никогда не навязывали России своих рекомендаций. Но, как любая другая страна, связанная огромным внешним долгом, Россия не могла сопротивляться требованиям МВФ».

«В 90-е годы Россия «барахталась», словно в болоте, и одним из главных виновников бедствий страны был Международный валютный фонд. Директивы МВФ (высокие налоги и слабая национальная валюта) – это формула катастрофы», – согласился Стив Форбс, глава корпорации Форбс, в интервью «Российским вестям».

«У России есть будущее до тех пор, пока она будет избегать контактов с МВФ».

Отношение МВФ к России поменялось не только из-за того, что Россия фактически раплатилась с фондом – изменилось и отношение к фонду в мире.

Роль МВФ в современной финансовой иерархии кредитами не ограничивается. Он давно уже перестал быть структурой, занимающейся исключительно проблемами устойчивости мировых валют.

До недавнего времени наличие действующего соглашения с МВФ рассматривалось как признание мировым сообществом положительных перспектив экономического развития той или иной страны.

 

Когда страна входит в МВФ и Всемирный Банк (ВБ) и берет у них кредиты, то автоматически теряет независимость экономической политики, так как «реформы структурного приспособления» (structural adjustment programs) МВФ обязательны и контролируются фондом в рамках ежегодных миссий, а также разрабатываются ВБ и проводятся им совместно с министерствами стран-должников.
Общественные группы (SAPRIN/CASA) исследовали влияние политики МВФ и ВБ на уровень жизни в Венгрии, Эквадоре, Сальвадоре, Мексике, Бангладеш, на Филиппинах, Гане, Уганде, Зимбабве и Мали. В эти группы входили профсоюзы, ассоциации ремесленников, крестьяне, экологические, правозащитные, молодежные организации и другие. Исследования обнаружили 4 основных механизма, посредством которых политика МВФ и ВБ привела к ещё большему обеднению и населения и увеличила неравенство.
 

В частности, договоренность с Фондом по-прежнему является одним из ключевых условий реструктуризации внешних долгов в рамках Парижского клуба. Регламент работы МВФ предусматривает различные формы взаимодействия со странами-членами фонда.

Однако, после мирового кризиса 1997-98 годов положение фонда значительно пошатнулось. Над МВФ нависла реальная угроза если не ликвидации, то масштабной реструктуризации. В настоящее время авторитет экономистов фонда сильно упал, но странам с развивающимися экономиками выбрать не приходится. Дешевые кредиты и шаблонные категоричные рекомендации – пакетная услуга МВФ.

При утверждении программ МВФ обычно отдает предпочтение ужесточению фискальной и денежно-кредитной политики, чтобы повысить дисциплину в государственных финансах. Отстаивая в первую очередь интересы иностранных инвесторов, МВФ всегда настаивает на либерализации налоговой системы, смягчении протекционизма, усилении конкуренции на внутренних рынках и других структурных преобразованиях.

По сути, кредиты фонды всего лишь подстраховывают краткосрочные портфельные инвестиции из зарубежа, жертвуя долгосрочными перспективами развития страны-должника.

В настоящее время «на долговой игле» МВФ сидят страны, которые никак иначе не могут привлечь крупные кредиты на поддержание своей экономики: Индонезия, Корея, Аргентина, Таиланд, Мексика, Украина, Бразилия, Алжир, Филиппины, Турция, Азербайджан, Грузия.
Соня Климюк , Газета.ру , 27.06.2006


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru