|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Персональная безответственность
27.06.2006 00:01
Сегодня группа правозащитных организаций представит доклад, посвященный рассматриваемому Госдумой закону «О персональных данных». Правозащитники считают, что закон не в состоянии гарантировать неприкосновенность частной жизни граждан от посягательств недобросовестных чиновников и преступников. Сугубо личная информация может беспрепятственно оказаться на торговых прилавках. А между тем Госдума намерена принять закон во втором чтении уже на этой неделе. Редактор доклада Давид Горелишвили рассказал «НИ», что, несмотря на исправления, в законе отсутствуют меры по противодействию торговле персональными данными. Также не регламентируется обращение со сведениями о частной жизни. По словам правозащитника, из закона хоть и убрали самую спорную статью о «Государственном регистре населения», но оставили возможность принятия отдельного закона об этом самом регистре. Координатор группы «Правозащитная сеть» Сергей Смирнов сообщил «НИ», что если в зарубежных странах работу с персональными данными контролирует независимый орган наподобие Уполномоченного по правам человека, то в России этот орган будет находиться в подчинении правительства. В законе также не прописаны условия передачи персональных данных за границу. Для положительного решения вопроса о передаче необходимо, чтобы в данной стране было «адекватное» законодательство о персональных данных. Но кто будет определять эту адекватность, в законе не сказано. И если, к примеру, «старушке больше не придется ходить за справками для повышения пенсии», то злоумышленник при доступе к базам данных сможет «скопировать всю информацию о вас, в том числе биометрические данные». Если у сотовых операторов граждане после принятия закона смогут спросить, какие данные об абонентах они собирают и что с ними делают, то спецслужбы и дальше могут тайно формировать досье на граждан «на всякий случай». Их новый закон в этом не ограничивает. Закон «О персональных данных» был внесен в Госдуму правительством 23 сентября минувшего года, а 25 ноября принят в первом чтении. В конце минувшей недели Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал законопроект к принятию во втором чтении. Не исключено, что его вынесут на рассмотрение Госдумы уже на этой неделе. По сравнению с первоначальным вариантом в нем уточнен список персональных данных. К ним относятся фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положения, образование, профессия, доходы и «другая информация». При этом запрещена обработка данных о расовой и национальной принадлежностях, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья и интимной жизни. Подобная информация может собираться только по письменному согласию гражданина. Работодателям запрещено собирать сведения об общественной и профсоюзной деятельности их работников. Сбор биометрических данных будет регулироваться законодательством о порядке выезда из РФ. Без согласия гражданина данные о нем будут собирать для «осуществления правосудия, оперативно-розыскной деятельности и деятельности органов исполнения наказания», а также «в целях обороны и безопасности государства и охраны правопорядка». Формально закон запрещает госучреждениям собирать данные, выходящие за рамки целей обработки, и объединять созданные для разных целей базы данных. Также предписывается хранить данные в форме, позволяющей идентифицировать субъекта «не дольше, чем требуют цели обработки», а потом уничтожать в трехдневный срок. Однако уголовная ответственность за злоупотребление персональными данными не предусмотрена, а административная для По данным социологов, граждане одобряют принятие закона, но не верят, что государство сможет защитить их персональные данные от несанкционированного доступа. По данным ROMIR Monitoring, 82% россиян считают, что закон, упорядочивающий обращение персональных данных, необходим, но, по мнению 62%, находящиеся в различных государственных базах их персональные данные не защищены. По данным ВЦИОМ, 45% граждан выступают за создание единого регистра населения, 42% – против. По мнению сторонников, такой регистр поможет бороться с нелегальной миграцией и терроризмом. А на взгляд противников, существует большой риск утечки информации и ее недобросовестного использования. Против принятия закона также выступают представители православной общественности. Так редактор религиозного издания «Первый и последний» Константин Гордеев убежден, что присвоение гражданину номера приведет к тому, что «значимость людей будет сведена к номерам», а государство «создает для себя возможность перестать относиться к своим гражданам как к человеческим личностям, заслуживающим уважения». В зарубежных странах существование множества баз данных, в которых находится информация о гражданах, давно стало реальностью. Так в США в любой момент можно получить информацию о гражданах, к примеру, имеющих водительские права, владеющих автомобилями, землей, недвижимостью, имеющих лицензию на какие-либо виды деятельности, на огнестрельное оружие, участвовавших в судебных процессах, сталкивавшихся с банкротством, привлекавшихся к гражданской или уголовной ответственности, получавших ссуды и делавших вклады в политические кампании. В то же время государственным ведомствам запрещена работа с персональными данными, которые не соответствуют полномочиям этих ведомств. Третьим лицам персональная информация может быть передана только в уголовной и финансовой сфере, а также в статистических и архивных целях. При этом в каждом случае фиксируются факт раскрытия информации, дата, цель и круг лиц, которым эта информация была раскрыта.
Александр Колесниченко, Независимая газета ,
27.06.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН