«мы готовы это делать, но не для всех и каждого, а для тех, кто идет нам навстречу и готов к равноправному сотрудничеству».
Этим «не каждым» оказалась Италия. Визави Путина на переговорах итальянский премьер Романо Проди охарактеризовал «новую фазу в области энергетики» не как отношения между продавцом и клиентом, а как взаимное присутствие двух стран на рынке производства электроэнергии.Получение доступа к инфраструктурным объектам ТЭКа в Европе, а в конечном счете и к конечному потребителю – давнее желание российских нефтегазовых компаний и прежде всего «Газпрома». Однако до сих пор больших успехов в этом достигнуто не было.
С другой стороны, европейские компании всегда стремились получить доступ к разработке месторождений на территории России, но и здесь везло не всем.
В Москве во вторник состоялась встреча главы «Газпрома» Алексея Миллера и полномочного управляющего итальянского концерна Eni SpA Паоло Скарони. Стороны обсудили перспективы сотрудничества в нефтегазовой сфере. «Участники встречи были единодушны в необходимости дальнейшего развития долгосрочных партнерских отношений между «Газпромом» и Eni, учитывая накопленный опыт предыдущего сотрудничества», – сообщает пресс-служба «Газпрома». Для последнего это немаловажно, так как доля газа в энергетическом балансе Италии составляет более 30% при том, что газовый рынок Италии третий в Европе после Великобритании и Германии. 86% рынка природного газа в Италии – это импорт. Основными поставщиками газа являются Алжир и Россия. «Газпром» и Eni совместно реализуют проект «Голубой поток» – газопровод, предназначенный для прямых поставок российского газа в Турцию по дну Черного моря, введенный в эксплуатацию в 2003 году. В рамках реализации была создана российско-итальянская компания Blue Stream Pipeline Company. |
Неудивительно, что главными переговорщиками в деле налаживания партнерства двух энергетических госкомпаний стали высшие лица двух государств. Эксперты отмечают, что в данном случае договоренности носят уже прагматический и экономический характер, так как политическое согласие сторон было достигнуто еще при предыдущем премьере Италии – Сильвио Берлускони поддерживал Владимира Путина даже тогда, когда его критиковали другие европейские лидеры.
«Безусловно серьезную политическую поддержку интересов «Газпрома» нельзя сбрасывать со счетов, но этих усилий было бы явно не достаточно, если бы в основе договоренностей не лежали взаимные экономические интересы», – считает аналитик ИК «Антанта Капитал» Александр Блохин. По его мнению, основной интерес европейских компаний в доступе к разработке российских энергоресурсов усиливается сейчас тем, что в регионе Персидского залива все больше доминируют США, при том, что сам регион становится все более нестабильным. К тому же, отмечает Александр Блохин, уже очень долго длится период сверхвысоких цен на энергоресурсы.
Заместитель генерального директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин также убежден, что данные российско-итальянские договоренности – это результат прагматического отношения двух сторон.
Более того, Романо Проди в чем-то более выгодный партнер, чем Сильвио Берлускони.
По мнению Алексея Макаркина, нынешний премьер не замешан в коррупционных скандалах и договоренности с ним не будут подвергаться такой критике в Италии и Европе, какой могли подвергнуться соглашения с прошлым премьером. «Эти переговоры очень важны, потому что, фактически, они преодолевают неприятие Запада к российской экспансии на европейские рынки газораспределительных сетей. В данном вопросе Россия не хочет иметь дело с объединенной Европой, в которой сильна своя бюрократия и есть новые члены ЕС, с которыми у России не выстроены отношения», – говорит Алексей Макаркин. По его словам, в итальянском госкапитализме очень силен слой прагматичных государственных менеджеров, из которых, кстати, и вышел Романо Проди. Выходит, что с ними России оказалось проще договориться о взаимовыгодном экономическом партнерстве.