|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
"Сухой закон" по-русски
15.06.2006 00:01
Слово "водка" широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Россию до сих пор характеризуют как страну, в которой чрезвычайно популярны "матрешки, водка, балалайка". Россияне гордятся своим национальным достоянием и приумножают его всеми возможными способами. Недаром к началу прошлого века государственная водочная монополия давала треть годового дохода России. "Водочную" тему поднимает сегодняшняя "Новая газета". Как пишет издание, чиновники уже давно "раскусили" все преимущества обладания ликероводочной отраслью. Так, в 2001 г. замминистра сельского хозяйства Владимир Логинов убедил премьера Михаила Касьянова в необходимости создания Федерального казeнного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт" и встал во главе этой организации. Вновь созданное предприятие стало выпускать крепкие напитки с такими брендами, как "Столичная" и "Московская", вступив в затяжной спор с другими претендентами на известные названия – группой SPI. Сделано это было в сжатые сроки. Генпрокуратура вдруг (через четыре года) оспорила договор 1997 г., по которому государственное объединение "Союзплодоимпорт" уступило группе компаний SPI права на "ракрученные" марки. А дальше началось все как в сказке. Запад по нашим правилам играть не стал. Не смогли понять иностранцы, как государство может сначала что-то продать и забыть о сделке, а потом вдруг вспомнить и вернуть себе проданное. По данным "Новой газеты", в России правами на упомянутую водку стал распоряжаться ФКП "Союзплодоимпорт", а на Западе – SPI. Доходило до абсурда: в некоторых странах российская водка от ФКП попросту уничтожалась как контрафакт. Не помогло даже то, что в 2005 г. новый премьер Михаил Фрадков своим постановлением поручил Федеральному казенному предприятию "Союзплодоимпорт" представлять государство в иностранных судах, требуя прав на "Столичную", "Московскую", "Кубанскую", "Русскую" и "Лимонную". Издание напоминает, что от имени РФ было проиграно множество процессов. А уж сколько было потрачено бюджетных средств на эти суды, не сосчитать. Устав от судебных игр на Западе, ФКП "Союзплодоимпорт" решило окультурить внутренний водочный рынок, благо страна наша широка, огромна и водки потребляет догадываетесь сколько. И водочная марка "Столичная" плюс еще четыре бренда "Русская", "Moskovskaya", "Starka", "Petrovskaya", по данным "Новой газеты", были переданы торговой фирме "АлкоМир", причем сразу на десять лет. Участникам рынка до сих пор неизвестно, устраивало ли Министерство сельского хозяйства тендер на указанные марки. И если не было конкуренции компаний, предлагающих разные условия, все это очень напоминает скрытую приватизацию водочных марок, в рамках которой преференции получает тот, кто ближе к чиновнику. "Новая газета" отмечает, что в России уже существует государственный монополист алкогольного рынка – ФГУП "Росспиртпром". По идее, одно государственное предприятие – "Союзплодоимпорт" - должно бы помочь другому – "Росспиртпрому". Но лицензии на лучшие марки водки отданы частникам, которые успешно используют "раскрученные" бренды, а "Росспиртпром" в это время находится не в самой блестящей финансовой ситуации. Расставшись с брендами, "Союзплодоимпорт" решил подумать о приобретении водочного производства. Как пишет "Новая газета", ФКП собирается покупать питерский ликеро-водочный завод "ЛИВИЗ", с которым "Союзплодоимпорт" связывают давние отношения: еще в 2004 ФКП предоставило "ЛИВИЗу" исключительную лицензию на право использовать товарный знак "Лимонная". Как раз сейчас основатель этого завода Александр Сабадаш, бывший российский сенатор, оказался в опале. Он был вынужден подать заявление о досрочном прекращении своих полномочий не в последнюю очередь потому, что налоговики утверждали: его коммерческая деятельность в США несовместима со статусом сенатора. Надо полагать, пишет "Новая газета", свободные средства ему очень нужны. По некоторым данным, Сабадаш сейчас может находиться как раз в США. И опять-таки, получается, что приобретение это будет в пику "Росспиртпрому", потому что именно эта организация объединяет государственные ликеро-водочные производства. А пока суд да дело, директора многих госпредприятий так и продолжают трудиться по накатанной, не стараясь, в частности, даже снизить издержки производства. При этом за убытки в таком теоретически прибыльном деле, как прозводство спиртного, расплачивается государство, то есть налогоплательщики.
Арсений Калашников, Утро.ру ,
15.06.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |