Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Сломать пирамиду
14.06.2006 00:01
Михаил Фрадков тщательно выстраивал предложенную ему пирамиду, но, видимо, тоже потерял терпение. Фото: Олег Прасолов

Не прошло и двух с половиной лет как правительству стало ясно, что работать при существующей структуре практически невозможно. И, судя по всему, реформа кабинета министров Михаила Фрадкова не заставит себя долго ждать.

Премьер-министр, который все это время пытался как администратор наладить работу своего кабинета, тщательно выстраивая предложенную ему пирамиду, видимо, тоже потерял терпение. В последнее время он с грустью посматривает на тех, с кем приходится ему выполнять президентские поручения и удваивать ВВП, и все чаще оговаривается по Фрейду, вроде неплохо было бы воссоздать министерство торговли или реформировать таможню. Но других "писателей" у него нет, как бы часто он ни произносил полную сожаления речь о том, что с кадрами в стране совсем плохо. Кадровая проблема всегда была одной из главных российских бед: мало в стране достойных кандидатур на ответственные посты. Поэтому и страна с трудом представляет, как будет жить, если нынешний глава государства Владимир Путин все же покинет свой пост, соблюдя, как и полагается, Конституцию, в 2008 году. Поэтому и забросали трудящиеся центр просьбами и различными идеями о том, как убедить президента, что с кадрами в стране очень плохо. И даже место генпрокурора до сих пор остается вакантным.

На этом фоне проблемы кабинета министров кажутся не столь значимыми. И даже грядущая перестройка не воспринимается как трагедия. Хотя, не исключено, что премьер решил реформировать кабинет для того, чтобы отвлечь своих министров от уже накатывающих на них мыслей о предстоящих выборах и преемнике и переключить таким образом великие умы на административные преобразования и другие более важные вещи в сфере экономики. Если вспомнить, именно такую претензию высказал президент кабинету Михаила Касьянова, объясняя причины отставки правительства. Кстати, первая причина была не менее практичной: Путин заметил, что, по его мнению, время от времени кадровый состав таких ключевых структур в государстве нужно обновлять. И обновил.

Как утверждают, Путину всегда нравилась конструкция правительства с одним техническим вице-премьером. Тем не менее, когда в 2001 году кабинет ожидал участи реформирования, президент не одобрил идею экс-премьера Касьянова о "трехблочной" структуре с небольшими изменениями. В итоге появилось 5 заместителей премьера и 25 министров.

Очевидно, что при такой схеме говорить о политической ответственности министров не приходилось. Более того, структура в таком виде практически полностью блокировала возможность проведения какой-либо целенаправленной политики. Вице-премьеры имели полномочия, но не имели рычагов. У министров были рычаги, но не было полномочий.

Более того, при этой схеме получалось, что существует, как минимум, пять дублирующих друг друга правительств, действующих параллельно и совершенно самостоятельно: премьер и его секретариат, министры, аппарат правительства с аналогичными департаментами, вице-премьеры с собственными аппаратами.

Пришел новый премьер, и административная реформа смела старый строй. Кабинет принял тот вид, который устраивал и президента, и идеологов реформы. Пирамида, убеждал Фрадков, самая устойчивая фигура и более всего подходит для новой структуры кабинета. Широкое основание составит сотня топ-менеджеров, о которых, кстати, даже слишком быстро позабыли, а выше - главы служб и агентств, по два заместителя политически ответственных министров и, наконец, единственный вице-премьер и глава правительства.

Впрочем, промежуточные итоги затеянной с таким размахом административной реформы с самого начала были довольно печальными. Все началось лишь с небольшой корректировки в виде дополнительного создания то агентств, то служб, и только до министерств дело так и не доходило. Хотя министры довольно скоро выторговали себе, несмотря на премьерское возражение, еще по одному заместителю.

Потом были комиссии, которые создавали и переподчиняли более громкое дело с таможней, которую вывели из-под контроля министра экономического развития и торговли Германа Грефа, сменив при этом все руководство ФТС. Главный экономист только оправился от этого, успев, правда, написать очередное заявление о собственной отставке и остаться после уговоров премьера, как его ждет, вероятно, новый сюрприз.

По мнению высокопоставленного правительственного источника, главному экономисту в ближайшее время все же придется расстаться с функцией регулирования внешнеэкономической деятельности. Премьер же хоть и не высказывался в пользу создания отдельного министерства торговли, но вслух задавался таким вопросом довольно часто: на коллегии ведомства Грефа и совсем недавно на заседании правительства. Скорее всего эта функция перейдет к министру промышленности и энергетики Виктору Христенко.

"В странах, ставящих перед собой задачу экономического рывка, есть министерство промышленности и торговли", - объясняют логику предстоящих преобразований. При таком раскладе у министра экономического развития появится даже слишком много времени на планирование и прогнозирование. Тем более что многого от него требовать уже не будут. "Бог с ним, с удвоением ВВП, - сказал высокопоставленный правительственный чиновник. - Надо выйти на удвоение промышленности".

Но с промышленностью-то как раз в стране гораздо хуже, чем с ростом ВВП. Если же Греф еще решится на то, чтобы расстаться и с функцией управления федеральным имуществом, то надолго обеспечит себя, с одной стороны, научной, а с другой - практической, но непыльной работой (высокопоставленный правительственный источник считает, что "денежный" ресурс в виде инвестиционной темы должен остаться в минэкономики).

Предполагается, что агентство по управлению федеральным имуществом может быть переподчинено премьеру. Правда, при этом и Христенко придется расстаться с вопросами энергетики. Воссоздание министерства энергетики сейчас кажется даже более актуальным, нежели тогда, когда оно существовало. Задачами этой структуры, в которую, судя по словам высокопоставленного источника, вольется нынешнее Росэнерго, станет работа со слишком независимыми государственными монополиями.

Таким образом государство пытается усилить контроль за монополистами, объяснив в итоге россиянам, на что идут деньги от высоких тарифов. Ведь накануне правительство фактически отказалось от идеи министра финансов Алексея Кудрина, чтобы "Газпром", получающий сверхприбыль и претендующий на увеличение тарифов, все же делился с государством вместо того, чтобы приобретать непрофильные активы, хотя бы через налогообложение этой самой сверхприбыли.

"При такой длинной цепочке обязательно найдутся люди, которые откусят кусочек", - цинично заметили в Белом доме, предложив в очередной раз практически не действующий прием - более жесткий контроль за монополистами.

Вообще, в последнее время министр финансов все больше похож на главного оппозиционера в кабинете министров. Предупреждения его игнорируют, идеи не принимают. Да и на Краснопресненской набережной, разъясняя возможное реформирование кабинета, допускают такие оговорки: "Если предположить, что два ведомства - министерство финансов и министерство экономического развития - останутся..." А если нет? Не исключено, что есть идея совместить их. При том, что один из министров займет пост вице-премьера-куратора финансово-экономического блока, а другой возглавит новое объединенное ведомство.

Судя по всему, и премьер уже готов увеличить число своих заместителей. Ведь в существующей структуре первому заместителю Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Сергею Иванову отводили особую нишу, но не случилось. Теперь им пришлось на троих поделить все сферы. И оказалось, что их немало. Поэтому два новых заместителя в этой дружной компании вице придутся как нельзя кстати.

Правда, неизвестно, в каком составе придется работать обновленному кабинету. Хотя, несмотря на постоянно возникающие мрачные прогнозы об отставке премьера, вряд ли перед саммитом "G-8" президент станет таким образом демонстрировать политическую нестабильность в стране.

Елена Лашкина , Российская газета , 14.06.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru