|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Оштрафованных на дороге будут искать полгода
8.06.2006 00:01
Вчера столичные депутаты поддержали инициативу фракции "Единая Россия" в Мосгордуме о внесении поправок в федеральный Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Суть предложений, которые вскоре направят на рассмотрение Госдумы, - ужесточить санкции против нарушителей Правил дорожного движения. Авторам поправок показался слишком малым срок рассмотрения административных дел. По нормам действующего КоАП суд не может выносить постановления (и соответственно привлекать человека к ответственности) по истечении двух месяцев со дня нарушения. Если же идею столичных "единороссов" поддержат их "старшие товарищи" из Госдумы, то срок давности вырастет до полугода. Согласно статистике ДОБДД МВД РФ в 2005 году из 34,3 млн. оштрафованных в России только треть расплатились за правонарушение. Две трети, т.е. 23,9 млн. человек, решили не платить штрафы. В столице, как сообщили в ГИБДД Москвы, по приблизительным расчетам, в год не оплачивается около миллиона квитанций на малые суммы - в пределах одного МРОТ. Такое положение дел стало результатом реформы административного законодательства. Дело в том, что до вступления в силу в 2002 году новой редакции КоАП у сотрудников ГИБДД был надежный механизм отслеживания уплаты штрафов. При любом нарушении ПДД сотрудник автоинспекции, если ему не платили штраф на месте, задерживал водительское удостоверение до уплаты штрафа. Новая редакция кодекса разрешила инспекторам задерживать права только за самые серьезные нарушения - езду в пьяном виде или по встречной полосе. В остальных случаях сотрудник может лишь выписать штраф, вернуть права и ждать, когда сознательный автомобилист его оплатит. На поверку оказалось, что подавляющее большинство нарушителей штрафы не платит. И даже изъятие прав оказалось не столь действенным инструментом. Многие водители просто подписывают постановление, а затем не оплачивают штраф - для этого правонарушения нет срока давности, а потому со временем штраф все-таки взыщут. Например, при постановке или снятии автомобиля с учета. Но есть и более ушлые водители - они пишут в протоколе, что не согласны с сотрудником ГИБДД. В этой ситуации автоинспекция обязана передать дело в суд, который в течение двух месяцев должен вынести решение. Аналогично и с лишением водительских прав - этот вопрос может рассматривать только суд, и в этом случае он тоже должен успеть за два месяца. Застопорить этот процесс - дело техники. "Нарушители Правил дорожного движения сознательно затягивают рассмотрение дел", - возмущался на вчерашнем заседании Мосгордумы депутат Валерий Шапошников. И живописал ухищрения, на которые идут автомобилисты, чтобы не лишиться прав. Например, они вносят в составляемый инспектором протокол неточный почтовый адрес, а потом не получают повестки в почтовом отделении, даже будучи осведомленными о их существовании. Или представляют в суды справки о болезни, командировке - в общем любые документы, которые оправдывают их неявку. Есть и такой нюанс. К сроку давности может не поспеть мировой судья, у которого не менее месяца уходит на проверку этих самых уважительных причин. О загруженности судов и говорить нечего. Дела, не влекущие за собой столь серьезное последствие, как лишение водительских прав, сотрудники ГИБДД чаще всего не передают в суд вовсе. Если водитель не согласен со штрафом в 100 рублей, то протокол о правонарушении зачастую просто исчезает. Инициативу московских "единороссов" либеральной не назовешь. Всем известно, что изменения в КоАП в 2002 году были внесены для того, чтобы пресечь правонарушения со стороны самих сотрудников ГИБДД. Право забрать удостоверение за самое незначительное правонарушение позволяло им безраздельно властвовать на дороге. Конечно, московские депутаты не предлагают вернуть старые нормы. Но нельзя забывать о том, что в Госдуме ждут своего часа и другие проекты по ужесточению Правил дорожного движения. Вкупе такая активность может создать такой синергетический эффект, что автомобилистам мало не покажется. Так, сейчас в Госдуме рассматривают поправки в КоАП, внесенные несколькими депутатами от "ЕР". Этот документ предполагает куда более широкие репрессии против автомобилистов, чем поправки Мосгордумы. Проект, например, возвращает балльную систему оценки серьезности нарушения и ответственность за систематическое нарушение ПДД. В частности, за многократное пренебрежение Правилами дорожного движения значительно возрастают штрафы и вводится административный арест на 15 суток. Инициатива Мосгордумы выглядит как полезное приложение к этой системе жестких мер. Специалисты не скрывают опасений, что все эти поправки, включая последнюю, станут скорее очередным доводом гаишника в переговорах с автомобилистом о сумме взятки, а не действенным средством борьбы с нарушителями ПДД. "Этот законопроект исходит из презумпции вины гражданина, - заявил лидер "яблочной" фракции Мосгордумы Сергей Митрохин. - Кроме того, он создает тепличные условия для ГИБДД. Короткие сроки рассмотрения дел дисциплинируют правоохранительные органы". К тому же, считает депутат, умелые нарушители могут затянуть рассмотрение дела и на шесть месяцев. С ним согласен и лидер народного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. "Сначала надо принять закон о коррупции, провести кардинальную реформу ГАИ и лишь потом ужесточать санкции против нарушителей, - сказал он "Газете". - Иначе ничего, кроме увеличения сумм взяток, не получится". В самой ГИБДД сдержано отреагировали на предложение депутатов. Представитель ГИБДД ГУВД Москвы Вячеслав Трубин заявил «Газете», что о проекте поправок в КоАП в управлении пока ничего не слышали. «Вполне возможно, что кто-то из руководства и выступал с такой инициативой, но принятие поправок и изменения в кодексе - дело депутатов. По крайней мере, ничего официально по этому не заявлялось, - сказал Трубин. - Мы продолжаем работать в соответствии с действующим законодательством. Но если будут новые распоряжения, мы их выполним».
Матвей Масальцев, Газета ,
8.06.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |