|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Лавров будет говорить о газе
31.05.2006 00:01
В среду начался двухдневный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Турцию. Как известно, Турция находится на стыке Европы и Азии, занимая ко всему прочему важное место в российском плане по диверсификации направлений экспорта энергоресурсов. Двойственное положение Турции ощущается в ее упорном стремлении усидеть на двух стульях как в политическом, так и в экономическом смысле - стать частью Евросоюза, но сохранить связь с Востоком, быть стратегическим партнером США, но принимать у себя руководство ХАМАС. Важным аспектом переговоров Сергея Лаврова с руководством Турции, которые затронут все аспекты сотрудничества, станет иранская проблематика. Как стало известно Стране.Ru, прямо из Стамбула Сергей Лавров отправится в Вену на совещание "четверки" посредников по Ирану. В Анкаре, а затем в Стамбуле Сергей Лавров проведет переговоры с министром иностранных дел Абдуллой Гюлем, а затем с президентом Турции Ахмедом Неджетом Сезером, а также премьер-министром Реджепом Эрдоганом. Речь, в частности, пойдет о подготовке намеченного на ближайшее время визита турецкого президента в Россию. В четверг российский министр выступит на совместном заседании рабочих органов Организации Черноморского экономического сотрудничества и в тот же день отправится в Вену, где примет участие в министерской встрече "четверки" по Ирану. В этом полугодии Россия не только возглавляет "восьмерку" и Совет Европы, но и Организацию Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), в которую входят государства Черноморья, Закавказья и Балкан: Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Россия, Румыния, Турция и Украина. Как стало известно Стране.Ru, Россия намерена активизировать свое участие в этом объединении и стимулировать его деятельность в соответствии со своими интересами. К слову, одним из главных проектов ЧЭС изначально было создание транспортного кольца вокруг Черного моря с выходом на транспортные сети Центральной и Северной Европы, Центральной Азии, стран Ближнего и Среднего Востока, а также создание новых маршрутов транспортировки нефти и газа. Нефтепровод Бургас-Александропулос стал частью этого глобального проекта. О том, что отношения с Турцией являются "одним из стратегических приоритетов" для России, говорит и динамика российско-турецких встреч на высшем уровне. Так, за последние полтора года Владимир Путин встретился с турецким руководством шесть раз. Накануне визита главы внешнеполитического ведомства Турцию посетил министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, который принял участие в очередном заседании смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. По словам Виктора Христенко, довести товарооборот с Турцией до $25 млрд уже в 2008 году ничего не стоит, так как "цифры нашего двустороннего товарооборота и их динамика впечатляют". Для сравнения, по итогам прошлого года товарооборот между Турцией и Россией составил $15,2 млрд. Около 70% товарооборота "делают" энергоносители: газ, нефть, поставки электроэнергии, а также участие российской стороны в создании новых энергомощностей в Турции, в том числе АЭС. Именно энергетика, по словам Христенко, "определяет возможности для развития самых разных секторов". Правда, все большее значение приобретает сфера услуг, в том числе финансы, транспорт, строительство. Огромные инвестиции были сделаны и в строительство запущенного в действие в ноябре этого года трансчерноморского газопровода "Голубой поток". Как сказал в интервью Стране.Ru руководитель отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий Алексей Громов, значение Турции как транспортного узла в распределении потоков российского газа особенно выросло в последние два года, когда Россия стала испытывать проблемы с традиционными транзитными государствами - Украиной и Белоруссией. Так, в частности, этой зимой Россия резко увеличила объемы поставок природного газа по "Голубому потоку" для стран Южной Европы с тем, чтобы компенсировать потери в поставках "голубого топлива" из-за несанкционированного отбора газа Украиной. И в ближайшем будущем транзитная роль Турции может возрасти. Так, по мнению директора департамента топливно-энергетического комплекса министерства промышленности и энергетики РФ Анатолия Яновского, Турция в ближайшем будущем может стать перспективным транспортным узлом новых крупных инфраструктурных проектов для поставок углеводородов в третьи страны. Причем не только в Европу, но и на Ближний Восток, прежде всего, Израиль и Сирию. Израиль уже сегодня готов закупать у России до 6 млрд кубометров газа в год. По мнению Алексея Громова, Турция прекрасно понимает свое значение транзитной территории и для других стран, стремящихся вывести свой газ на европейский рынок в обход России. Это и Иран, и Азербайджан, и Туркмения. Сейчас, как подчеркнул эксперт в разговоре с корреспондентом Страны.Ru, многочисленные проекты по строительству газопроводных систем через территорию Турции в обход России, фактически, заморожены из-за сложной геополитической ситуации вокруг Ирана и его ядерной программы. Однако ситуация может измениться, и в России это понимают, а потому форсируют совместные проекты с Турцией с тем, чтобы опередить конкурентов. В этом ключе стоит рассматривать и недавно анонсированное заявление зампредправления ОАО "Газпром" Александра Медведева о возможном строительстве второй ветки "Голубого потока". С одной стороны, Россия всеми силами пытается снизить свою зависимость от "неблагополучных" транзитных маршрутов газа через территории Украины и Белоруссии. С другой, перспективы экспорта российского газа в страны Ближнего Востока делают рентабельным строительство второй ветки. Однако в нефтегазовых отношениях сторон остаются острые углы. Пристально следящие за развитием российских энергетических проектов европейцы, жаждущие допуска к российским нефте- и газораспределительным активам, язвительно замечают, что "Голубой поток" не оправдал затрат, так как загружен всего на 20 %. И не случайно. По словам Алексея Громова, связано это в частности, с тем, что "изначально Турция рассчитывала на самостоятельный реэкспорт излишков российского газа в Европу, однако "Газпром" занял в этом вопросе жесткую позицию и в итоге, в контракте на поставки газа в Турцию был записан пункт о запрете реэкспорта российского газа в третьи страны. Это один из камней преткновения во взаимоотношениях двух сторон и по сей день". Другой болевой точкой газовых взаимоотношений России и Турции является желание последней вступить в Евросоюз. "Дело в том, - объясняет эксперт Страны.Ru, - что в рамках Стратегии обеспечения энергетической безопасности Европы Турция рассматривается как ключевой альтернативный транзитный канал европейских поставок природного газа. Именно на эту страну Европой возложена ответственность за координацию импортных потоков, идущих с Каспия, из России и, в перспективе, из Ирана". Таким образом, от того, как Россия сумеет договориться с турецкой стороной в сфере газовых поставок, будет зависеть долгосрочное благополучие нашей страны как основного поставщика энергоносителей в Европу.
Ксения Фокина , Страна.ру ,
31.05.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |