Российская газета | Николай Платонович, три года назад в соответствии с указом президента Пограничная служба была возвращена в Федеральную службу безопасности, началось реформирование всей системы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. Что удалось за прошедшее время? Николай Патрушев | Передача функций охраны государственной границы в Федеральную службу безопасности стала одним из важных компонентов укрепления и совершенствования системы национальной безопасности страны. Решение президента Российской Федерации В.В. Путина было продиктовано необходимостью повышения координации и взаимодействия пограничной службы с другими специальными службами и правоохранительными органами страны, расширения ее оперативных возможностей, а также адекватного реагирования на современные угрозы интересам государства. Пограничная служба сегодня - одна из девяти служб в структуре ФСБ России. Она отвечает за организацию пограничной деятельности органов безопасности. Четко определены ее задачи, функции, налажено тесное взаимодействие с другими нашими подразделениями. На местах идет формирование пограничных органов ФСБ России и оснащение их современными техническими средствами. Оно осуществляется по территориальному принципу. Для этого созданы и выполняют оперативно-служебные задачи региональные пограничные управления ФСБ России в каждом федеральном округе, пограничные управления ФСБ России - в приграничных субъектах Российской Федерации и на отдельных направлениях. Осуществляется переход к более эффективным способам действий. Новые пограничные структуры составят основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в пограничной сфере. РГ | Решение об интеграции Погранслужбы в ФСБ России мотивировалось тем, что это положительно скажется как на деятельности пограничников, так и службы в целом. Удалось ли достичь этой цели? Патрушев | Сегодня, когда переходный период завершен, можно отметить, что перемены пошли на пользу и тем и другим. Эффективность в работе действительно повысилась, все органы безопасности стали действовать в охране государственной границы более скоординированно, расширились оперативные возможности пограничников. Удалось устранить дублирование многих функций, создана единая система связи, подготовки кадров, авиационного, медицинского и иных видов обеспечения как пограничных, так и других территориальных органов Федеральной службы безопасности. Сокращена численность пограничных органов на Северо-Западе. За счет этого усилены подразделения на более сложных направлениях и участках границы. Усилена охрана морской границы, завершается формирование пограничных органов береговой охраны. В них включены как сухопутная, так и морская составляющие. РГ | Что изменилось в деятельности пограничников после их включения в состав ФСБ? Патрушев | Прежде всего изменились приоритеты. Сегодня главные задачи на границе - это борьба с терроризмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией, контрабандой и другой трансграничной преступностью. Поэтому мы осуществляем постепенный переход к методам действий пограничных органов, которые более подходят к решению этих задач. Одним из них является применение самых современных технических средств охраны государственной границы и систем контроля в сочетании с действиями мобильных резервов по реализации получаемой информации в случаях, когда это вызывается обстановкой. Немаловажная роль при этом отводится формируемым в пограничных органах подразделениям специального назначения. Организована система их подготовки к осуществлению специальных и мобильных действий на границе. РГ | В средствах массовой информации сообщалось, что ФСБ предлагает внести изменения в законодательные акты, касающиеся границы. С чем это связано? Патрушев | Законодательство в пограничной сфере в основном сформировано. Вместе с тем реализация решений президента, Совета безопасности РФ и Государственной пограничной комиссии, направленных на придание государственной границе современного облика, требует соответствующего отражения новых подходов в таких правовых актах, как федеральные законы "О пограничной деятельности", "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации", "О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации", а также в новой редакции Федерального закона "О федеральной службе безопасности". В настоящее время завершается работа над проектом федерального закона "О статусе и защите Государственной границы Российской Федерации". Вводится понятие вооруженной защиты государственной границы, осуществлять которую будут Вооруженные силы РФ, другие войска, формирования и органы в порядке, установленном президентом. РГ | Значительная часть российской границы - морская. Как организована береговая охрана? Патрушев | Формирование системы береговой охраны идет поэтапно и рассчитано до 2011 года. В эти же сроки будет проведено техническое перевооружение морских пограничников. Сегодня 44 процента кораблей и катеров, 70 процентов радиолокационных средств и 85 процентов прожекторных устройств береговых постов наблюдения выслужили сроки эксплуатации. Поэтому запланированы развитие корабельного состава, авиации, реконструкция и строительство пунктов их базирования, а также переход береговой охраны к комплектованию на профессиональной основе. Главным звеном в береговой охране должна стать система контроля надводной обстановки на основе современных технологий, в том числе с использованием технических возможностей других ведомств, а также космических средств. Для охраны водных биологических ресурсов внедряются новые технологии обмена информацией с иностранными партнерами в реальном режиме времени. Это выводит развитие отношений с ними на более высокий уровень. В частности, начаты совместные действия Пограничной службы с Управлением безопасности на море Японии и Национальным агентством морской полиции Республики Корея по пресечению незаконного промысла биоресурсов в регионе. РГ | А как развиваются отношения с другими зарубежными партнерами? Патрушев | С иностранными коллегами заключено более 200 различных договоров о сотрудничестве в пограничной сфере. Взаимодействуем даже с теми, с кем не имеем границ, но связаны воздушным или морским сообщением. Главные цели международного сотрудничества - совместная борьба с терроризмом и другой трансграничной преступностью. Регулярно проводятся совместные операции, учения и другие мероприятия. Например, в 2005 году в соответствии с решением глав государств - членов ОДКБ Россия, Казахстан и Киргизия провели оперативно-профилактическую операцию "Канал-2005" и специальную пограничную операцию "Пограничное братство-2005". Хочу отметить, что только в результате операции "Канал-2005" компетентными органами стран ОДКБ и наблюдателей из незаконного оборота было изъято более 11 тонн наркотиков, в том числе около 550 килограммов героина. Выявлено более 9 тысяч наркопреступлений, возбуждено более семи с половиной тысяч уголовных дел. Мы удовлетворены тем, как развивается сотрудничество с пограничными службами других стран на морских направлениях. В рамках Форума сотрудничества пограничных ведомств государств северной части Тихого океана осуществлен переход от договоренностей к согласованным многосторонним действиям по пресечению незаконного промысла морских биоресурсов, борьбе с терроризмом, пиратством, а также по оказанию помощи терпящим бедствие на море. По такому же принципу организуется совместная деятельность пограничных структур в Балтийском и Черноморском регионах. Все большую отдачу приносит практическое взаимодействие с рядом государств Европейского союза, укрепляются связи с Агентством по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах стран - членов ЕС. РГ | Сейчас на слуху проблемы в пунктах пропуска. И люди, и транспорт часто простаивают в очередях. Можно ли ускорить процедуры пограничного оформления? Патрушев | Государственная граница - лицо страны. Каждый, въезжающий в нашу страну, получает первое впечатление о ней именно на границе. И от того, как оно сложится, во многом зависит и отношение к России. Пока в пунктах пропуска продолжают работать подразделения шести федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих семь видов контроля. Одновременно там ведется деятельность различных организаций, непосредственно не связанная с контролем при пересечении государственной границы. Для сокращения времени пропуска через границу людей, транспортных средств и грузов в пунктах пропуска создается новая система контроля по принципу "одного подхода", когда проверка проводится одновременно пограничными и таможенными органами. Для проведения полного досмотра транспортных средств и грузов с участием представителей, осуществляющих другие виды контроля, будут оборудованы специальные досмотровые зоны и терминалы. Применение современных технологий, методов организации контроля позволит увеличить пропускную способность пунктов пропуска и автоматизировать наиболее трудоемкие операции пограничного и других видов контроля. Серьезно осложняет работу пунктов пропуска то, что они недостаточно оснащены. Инвентаризация показала, что более 65 процентов из имеющихся 442 пунктов пропуска через границу не обустроены так, как это требуется. Свыше 290 пунктов не укомплектованы необходимым оборудованием и функционируют по временной схеме. Предусматривается оптимизация работы всей системы пропуска через границу, сокращение экономически нецелесообразных пунктов, перенос удаленных непосредственно к границе. В частности, планируется строительство 149 новых, реконструкция и техническое переоснащение 37 существующих автомобильных пунктов пропуска. РГ | Не секрет, что многие участки границы, особенно новые, не были обустроены или обустроены плохо к моменту возвращения погранслужбы в федеральную службу безопасности. Что сделано для пограничников за прошедшие три года и делается сейчас, особенно на Северном Кавказе? Патрушев | ФСБ России совместно с другими заинтересованными ведомствами реализует федеральную целевую программу "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)". В рамках этой программы в Северо-Кавказском регионе будет введено в строй более 90 различных объектов для пограничников. 17 новых пограничных городков приняты в эксплуатацию в 2005 году. Сейчас ведется строительство двух управлений пограничных отрядов, 38 городков пограничных застав, возводятся пять жилых домов. Все новые заставы оснащаются современными техническими средствами охраны границы. На российско-казахстанской границе предусмотрено строительство более 200 пограничных объектов, несколько десятков из них уже строятся. Эффективность службы на границе тесно связана и с решением социальных проблем. Для военнослужащих и членов их семей в Северо-Кавказском регионе в дополнение к строящемуся силами ФСБ России жилью приобретено и построено за счет долевого участия еще несколько сотен квартир. Ведется строительство жилых домов в Каспийске, Анапе, Ставрополе, идет подготовка к возведению жилого дома во Владикавказе. РГ | А как живут семьи пограничников, что делается для их защиты в социальном плане, решения бытовых проблем? Патрушев | В 2005 году материальное положение пограничников в связи с увеличением размера их денежного довольствия несколько улучшилось. Но проведенные нами мониторинги показали, что структура бюджета семей пока не претерпела существенных изменений. По-прежнему средства в основном уходят на питание. На другие нужды их недостаточно. Накопление составляет лишь малую часть в бюджете семьи пограничника. С жильем еще сложнее. Сегодня не обеспечено квартирами более 14 тысяч семей военнослужащих пограничных органов. Поэтому вопросы социальной защиты, улучшения материального положения военнослужащих являются для нас приоритетными. Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)" предусматривает в том числе и строительство к 2010 году большого количества служебного жилья. РГ | Как идет переход пограничников на контрактную службу? Патрушев | Концепция развития пограничной службы предусматривает переход на профессиональную основу комплектования. Эта концепция реализуется. С начала 2006 года уже семь пограничных управлений ФСБ России переведены на комплектование военнослужащими по контракту. Теперь в пограничных органах, дислоцированных в Центральном, Приволжском, Уральском федеральных округах, нет пограничников, проходящих военную службу по призыву. После увольнения в июне нынешнего года военнослужащих призыва весны 2004 года их также не останется в подразделениях, дислоцированных в Чеченской Республике и на Северо-Западной границе. С осени 2006 года мы намерены не направлять военнослужащих по призыву в пограничные органы на сухопутных участках границы, а к концу 2008 года полностью укомплектовать пограничную службу военнослужащими по контракту. РГ | Новая техника на границе потребует подготовленных специалистов. Где и как их будут готовить? Патрушев | Для нас это одно из важных направлений деятельности, поскольку без серьезной и глубокой подготовки и переподготовки кадров невозможно сформировать эффективную систему пограничных органов. Нами восстановлена существовавшая ранее система подбора кадров в пограничную службу территориальными органами безопасности. Проведена ротация руководителей, что позволило усилить организаторскую деятельность органов управления. Разрабатывается система объективной оценки их деятельности. Реформируется и профессиональное образование. Оно интегрировано в систему кадрового обеспечения Федеральной службы безопасности. Внесены изменения в учебные планы и программы. Однако здесь предстоит еще большая работа по подготовке профессионалов в сфере борьбы с трансграничной преступностью на базе учебных заведений ФСБ России. РГ | Вы говорили о планах переоснащения пограничной службы новыми видами техники, вооружения, сигнализации и связи. Не могли бы подробнее рассказать, что это за техника? Патрушев | В первую очередь это системы связи и управления пограничных органов, а также техника для сил и средств береговой охраны. На вооружение пограничников, прежде всего в Северо-Кавказском регионе, поставлены новые корабли и катера, вертолеты, автомобильная и инженерная техника, новейшие образцы стрелкового оружия, современные средства индивидуальной бронезащиты, новые радиосредства, в том числе станции космической связи. Одновременно в государственный оборонный заказ включен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание перспективных технических средств и автоматизированных систем контроля. В единую систему интегрируются существующие и новые стационарные и мобильные (носимые) оптические, электронно-оптические, радиолокационные, прожекторные, сейсмические, тепловизионные и другие средства. В эти системы планируется включить также средства наблюдения, навигации, связи и автоматизации космического и воздушного базирования. Начато создание единой телекоммуникационно-информационной системы связи на Северном Кавказе. Ее преимущество состоит в том, что вся информация из пограничных подразделений в автоматическом режиме будет поступать в управления пограничных органов, а когда это необходимо, и в Москву. Делается это для того, чтобы по отдельным, наиболее острым элементам обстановки можно было принимать эффективные решения на соответствующих уровнях управления. При этом все новые пограничные подразделения будут обеспечены средствами космической связи. РГ | В прошлом часто можно было услышать выражение "границу охраняет весь народ". Насколько оно актуально в наши дни, как развивается сотрудничество пограничников с населением приграничных регионов и властными структурами? Патрушев | И в наши дни главная сила пограничников - тесная связь с населением приграничья. Хочется выразить большую благодарность всем руководителям и сотрудникам администраций субъектов Российской Федерации, местных органов власти, жителям приграничья, которые на деле оказывают активную помощь в охране границы. Для нас прежде всего важна нравственная сторона этого дела. Ведь если помогают, значит, понимают важность пограничной службы. С местными властями мы совместно работаем над тем, как с максимальной пользой реализовать потенциал регионов и местные ресурсы для надежной охраны границы. Исходим из того, что основу для взаимодействия составляет также создание новых рабочих мест в рамках обустройства границы и обеспечения деятельности пограничных подразделений. РГ | Николай Платонович, как меняется сегодня обстановка на российской границе? Патрушев | Практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на государственной границе и приграничной территории, сегодня носят интернациональный характер и связаны с международным терроризмом и трансграничной преступностью. Для южного направления характерны деятельность международных террористов, а также попытки расхищения водных биологических ресурсов на Каспии и Азовском море. Мощный натиск афганского наркотрафика испытывает казахстанский участок границы. На западном и северо-западном направлениях наибольшую опасность представляет контрабандная деятельность организованной преступности. Дальневосточному направлению присущи незаконная миграция и контрабанда за рубеж сырьевых ресурсов. На морских направлениях особо опасный характер приобрел незаконный промысел водных биологических ресурсов трансграничными организованными преступными группами. РГ | Структура и масштабы наркотрафика действительно создают угрозу безопасности России? Патрушев | Судите сами: на границе с Казахстаном, например, в 2005 году пограничными органами изъято более 1800 килограммов наркотических средств, причем около половины из них - героин. Это на 77 процентов больше, чем в 2004 году. В Дальневосточном регионе мы отмечаем прогрессирующий рост контрабанды в Россию синтетических наркотиков. Здесь появился новый наркотик, какого прежде не было. Результаты лабораторных исследований показали, что в его составе присутствует неизвестный до настоящего времени компонент. В случае малейшей передозировки наступает смерть. Всего пограничными органами ФСБ России на дальневосточной границе в 2005 году изъято более 320 килограммов наркотических средств - почти на треть больше, чем годом раньше. Продолжается рост наркотрафика на кавказском направлении, где на территорию России контрабандисты также пытаются переправлять новый вид наркотиков. Его отравляющая сила в пять раз превышает воздействие героина. В 2005 году общий объем контрабанды наркотических средств, изъятых пограничными органами в Северо-Западном регионе, увеличился, по сравнению с 2004 годом, почти вдвое и составил около 100 килограммов. В структуре наркоконтрабанды стал преобладать кокаин, чего прежде у нас не было, а ныне составляет около 80 процентов. Так что, как видите, обстановка, связанная с наркоконтрабандой через границу, продолжает осложняться. РГ | Многие аналитики называют незаконную миграцию в числе главных угроз национальной безопасности России. Что делают пограничники, чтобы ее остановить? Патрушев | Для незаконных мигрантов территория России является не только транзитной, но и территорией "оседания". При этом многие из них, не имея возможности законного выезда в страны Запада или легализации в России, становятся резервом для пополнения криминальной среды. Незаконная миграция оказывает негативное воздействие на социально-экономическую, демографическую и криминогенную обстановку в ряде приграничных субъектов Российской Федерации, а также на развитие и укрепление международных отношений России с другими государствами. Тем не менее даже в условиях значительного роста пассажиропотока через границу, который в 2005 году превысил 100-миллионную отметку, пограничные органы наращивают усилия в противодействии незаконной миграции. Например, в 2005 году, в сравнении с 2004 годом, в 7 раз возросло количество выявленных лиц с недействительными документами. За последние три года количество не пропущенных через границу по различным причинам лиц возросло почти на треть и составило в 2005 году свыше 115 тысяч человек, основная масса из которых являлась незаконными мигрантами. РГ | Если подвести в целом итоги служебной деятельности пограничных органов за последний год, как бы вы их оценили? Патрушев | Главное, пограничниками обеспечена надежная охрана границы. На Северном Кавказе не допущено прорывов через государственную границу бандгрупп. Задержаны десятки боевиков и их пособников. Выявлены и нейтрализованы несколько каналов финансирования террористов. В целом пограничными органами задержано более 8 тысяч нарушителей государственной границы и конфисковано контрабанды на сумму свыше 450 миллионов рублей. Изъято более трех тонн наркотических средств и психотропных веществ, в том числе свыше тонны героина афганского происхождения. В пунктах пропуска на законных основаниях не пропущено через границу около 65 тысяч человек, выявлено свыше 10 тысяч лиц, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию. Береговой охраной и государственными морскими инспекциями задержано более 600 судов. Пресечена деятельность 130 преступных групп, занимающихся незаконным промыслом морепродуктов, конфисковано свыше 1600 тонн незаконно добытых морепродуктов. Общая сумма наложенных на нарушителей штрафов и предъявленных к ним исков о возмещении ущерба составила более 130 миллионов рублей. За всеми этими показателями - нелегкий, самоотверженный труд российских пограничников, которые в непростых условиях с достоинством выполняют свой долг. РГ | Николай Платонович, наша встреча проходит в канун Дня пограничника. Что вы хотели бы пожелать пограничникам в день профессионального праздника? Патрушев | Разрешите мне от имени Коллегии Федеральной службы безопасности Российской Федерации сердечно поздравить всех тех, кто сегодня несет пограничную службу, и членов их семей с этим замечательным профессиональным праздником, пожелать новых успехов в выполнении сложных и ответственных задач на благо Отечества, здоровья, счастья и благополучия! |