|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Зажигаем
16.05.2006 00:01
В России с каждым годом увеличивается количество пожаров на коммерческих предприятиях. Горит все, начиная с крупных заводов и торговых складов и заканчивая продовольственными палатками. Как следствие с каждым годом растет и материальный ущерб, нанесенный огнем. Многие из бизнесменов-погорельцев так и не смогли восстановить свое предприятие. А клиент, прикормленный годами, ушел к конкуренту, а вместе с ним и солидные деньги. Участники рынка утверждают, что в моду вернулись так называемые «коммерческие поджоги», популярные в середине 90-х. В минувшие выходные в Москве произошло сразу два крупных пожара. Сначала утром в Северо-Восточном округе столицы загорелся склад лекарственных препаратов, один из крупнейших в Европе. А уже вечером заполыхал рынок ковров, расположенный в Гостиничном проезде. Как рассказал «Новым Известиям» начальник отдела государственной статистики пожаров Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Москве Виктор Ершов, «за первые четыре месяца этого года количество пожаров на промышленных предприятиях в сравнении с таким же периодом 2005 года возросло с 51 случая до 59». Что стало причиной возгорания на этих объектах, еще предстоит выяснить следствию. Но, как сообщил «Новым Известиям» начальник пресс-службы главного управления МЧС по Москве Евгений Бобылев, «практически в каждом случае среди основных версий произошедшего рассматривается поджог». На эту версию работает и статистика. Так, по словам главного государственного инспектора по пожарному надзору МЧС России Геннадия Кириллова, в 2005-м по сравнению с 2004 годом количество поджогов увеличилось на 13%. А в 2004-м по сравнению с 2003-м их число возросло на 6,4%. Кроме того, за последние три года вырос и показатель прямого материального ущерба от пожаров. В 2004 году по сравнению с 2003-м этот показатель вырос на 40%. Что же касается текущего года, то в первом его квартале прямой материальный ущерб, нанесенный огнем, составил более 1,5 млрд. рублей и на 34% превысил аналогичный показатель 2005 года. Российские бизнесмены и предприниматели уже заговорили о том, что способы «конкурентной борьбы» вернулись из 90-х годов, когда соперников обходили не маркетинговыми решениями, а прибегали к физическому устранению. «В последние годы серьезно ужесточились условия конкуренции, – рассказала «НИ» исполнительный директор объединения предпринимательских организаций «Опора» Дина Крылова. – В большинстве отраслей все ниши заняты. Новым компаниям пробиться бывает сложно. Предпринимателям приходится вести жесткую борьбу за покупателей, рынки сбыта, землю. В этих условиях, видимо, некоторые бизнесмены не гнушаются и поджогом». Наиболее эффективны поджоги в сфере малого и среднего бизнеса, где убытки от пожара могут фактически привести фирму к банкротству. Нет палатки – нет конкурента. «У нас в Строгино в этом году один за другим сгорели несколько продовольственных павильонов, магазин хозтоваров, два кафе и несколько палаток, — рассказал «НИ» частный предприниматель, пожелавший сохранить инкогнито. — В частности, мою палатку поджигали два раза. Если после первого поджога удалось восстановиться, то после второго уже нет. И в том и в другом случаях я находил остатки бутылки с зажигательной смесью. Дело расследуется до сих пор, и кто стоит за поджогами, пока не известно. Но на спонтанном собрании пострадавших предпринимателей мы пришли к выводу, что с нами расправляются более крупные продавцы. Но прямых доказательств у нас нет». «В нашем сегменте подобные прецеденты случаются и нередко, – поделился с «НИ» руководитель комитета по малому предпринимательству Московской ассоциации предпринимателей Сергей Перешивкин. – Крупный бизнес в борьбе за покупателя систематически атакует мелкие предприятия. Средства используются самые разнообразные, в том числе и поджоги». Да и сами мелкие предприниматели готовы перегрызть друг другу глотку. «Возьмем, например, те же торговые палатки. Зачастую у их хозяев нет договора аренды, – рассказывает г-жа Крылова. – Они устанавливают свои павильоны на основании договоренности с администрацией района, которая определяет дислокацию палаток и их состав. И если, например, у предпринимателя есть неплохие связи в чиновничьих кругах, а все лакомые места в данном районе заняты, то он вполне может «подвинуть» своих конкурентов с помощью поджога». Вообще в столице, где место расположения предприятия чуть ли не 50% определяет его прибыль, предприниматели стремятся всеми силами заполучить приглянувшийся земельный участок. «Порой поджогами промышляют и рейдеры, – сообщил «НИ» старший консультант Центра корпоративной защиты Роман Паршин. – Предположим, в данной точке города стоит здание, у его хозяев есть договоры аренды на землю, расторгнуть его нельзя, но кому-то этого очень хочется. Если дом исчезнет, актуальность потеряет и договор. Почему бы его не поджечь. К этому приему также прибегают для того, чтобы ускорить признание здания, предназначенного под снос и, тем самым, добиться более быстро освобождения лакомого кусочка земли». Впрочем, в качестве поджигателей вполне могут выступать и сами хозяева склада, торгового павильона или завода. По мнению Дины Крыловой, в последнее время контроль за бизнесом со стороны государственных структур серьезно усилился. Поэтому предприниматели предпочитают собственноручно уничтожить «серый» товар вместе с документацией, чем потом годами разбираться с налоговой и таможенной службами. Такой способ заметания следов не такая уж и редкость для России, если учесть, что объемы контрафактной продукции у нас по-прежнему очень высоки. Прибегают к поджогам не только в Москве. Так, «коммерческие поджоги» в Казани становятся распространенным методом борьбы с конкурентами.
В другом поволжском городе – в Самаре поджоги тоже вошли в привычку. Там спалили три павильона игровых автоматов «Лас-Вегас» – с промежутком в 10 минут внутри залов были брошены бутылки с зажигательной смесью. В двух залах удалось обойтись без пострадавших, а в игровом зале на улице Гагарина пострадали 7 человек. По словам очевидцев, посетители и сотрудники не сразу смогли выбежать, в результате получили ожоги и отравились угарным газом. Тогда было возбуждено уголовное дело по статье «Поджог». Представители бизнеса убеждены, что произошедшая диверсия была направлена на устрашение конкурентов. Один из самарских бизнесменов, пожелавший сохранить инкогнито, признался «НИ», что подобный способ борьбы с конкурентами, пользовавшийся популярностью в 90-х годах, опять входит в моду. Отчасти это происходит и потому, что доказать умышленный поджог практически невозможно. «Как показывает практика, большинство «криминальных» пожаров случаются ночью и поэтому практически всегда в таких делах отсутствует свидетельская база, — заявил «НИ» один из следователей прокуратуры Москвы. – Преступник бросил в торговую палатку банку с бензином, поджог, убежал, и никто его не видел. А как расследовать дело без свидетелей? Кроме того, в большинстве подобных случаев необходимо поднимать и выяснять всю подноготную ситуацию вокруг сгоревшего объекта, а для этого у местных оперов просто не хватает сил. Тем более, иногда эта ситуация может охватывать другие районы или округа. Даже если предполагаемый заказчик или исполнитель поджога будет вычислен, необходимо доказать, что он действовал умышленно, а это также весьма непросто». Так что не исключено, что пламенная борьба за клиента только ужесточится.
Алексей Ольшанский, Дарья Окунева, Андрей Панков, Алексей Терехов, Сергей Анисимов, Михаил Белый, Новые известия ,
16.05.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |
Фото: ИТАР-ТАСС. МИХАИЛ ФОМИЧЕВ