|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Наказание стоянкой
16.05.2006 00:01
Юриста из Санкт-Петербурга Сергея Носова в суд привели обстоятельства, жертвой которых ежедневно становятся тысячи автолюбителей. Прошлой осенью Сергей вместе со своими друзьями поехал в Павловский парк. Машину оставил около небольшой площади, у Павловского вокзала. А вернувшись с прогулки, обнаружил, что его машины нет, а по площади прогуливается инспектор ГИБДД и бодро загружает машины на эвакуаторы. Он-то и объяснил Носову, что тот нарушил правила, оставив машину в неположенном месте, у знака «стоянка запрещена». Оплатив штраф -- 100 руб., Носов отправился на штрафстоянку, где вынужден был заплатить еще 3 тыс. руб. за услуги эвакуатора. Такая сумма за столь незначительное нарушение показалась г-ну Носову чрезмерно большой, и он решил обжаловать тарифные ставки, установленные правительством Санкт-Петербурга, в городском суде. Но ему было отказано, потому как тарифы устанавливались на основании постановления федерального правительства «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на штрафстоянку и хранения», согласно которому право устанавливать тарифы предоставлено исполнительным органам субъектов федерации. Тогда Сергей Носов обратился в ВС и потребовал признать действительными те пункты правил, в которых регламентируется плата за эвакуацию и штрафстоянку. В первую очередь г-на Носова не устроило само слово «плата». По смыслу Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), считает он, оплачиваться должны лишь фактические расходы на транспортировку и хранение машины. «Расходы, по словарю Ожегова, означают затраты и издержки, а оплата -- это вознаграждение за оказанные услуги,-- объяснял питерский юрист суду. -- В данном случае речь идет лишь об оплате расходов, а они должны подтверждаться документально. Субъекты устанавливают тарифы произвольно, без всякого экономического обоснования. В итоге получилось, что в Санкт-Петербурге, например, эти тарифы в четыре раза выше, чем на любой коммерческой стоянке, и в три раза выше, чем в Москве». Кроме того, как сообщил суду г-н Носов, КоАП предусматривает, что транспортное средство задерживается до устранения самой причины задержания. То есть если водителя застукали в пьяном виде или у него нет прав на вождение, то тогда правонарушение пресекается при остановке машины инспектором, и в эвакуации на штрафстоянку нет совершенно никакой необходимости. Единственным случаем, когда такая мера действительно необходима, -- это оставление машины в неположенном месте, если это мешает движению. А забрать со стоянки свое авто довольно сложно -- для этого нужно получить соответствующее разрешение в ГИБДД, а служащим стоянки еще и продемонстрировать документы, подтверждающие право собственности на машину. Все требует определенных временных затрат, которые выливаются «нарушителям» в копеечку. А машину возвращают только после оплаты «услуг» стоянки. «Мне понятно, что отмена этих пунктов правил может повлечь за собой увеличение правонарушений, -- говорил в суде г-н Носов. -- Но оплата штрафа, а потом еще эвакуации и штрафстоянки, что в несколько десятков раз больше самого штрафа, -- это слишком строгое наказание». Представители МВД посчитали заявление г-на Носова необоснованным. «Задержание транспортного средства применяется для пресечения правонарушений, которые могут повлечь вред безопасности и здоровью людей. В свою очередь деятельность организаций, занимающихся эвакуацией и хранением машин, связана с определенными затратами, поэтому исполнительными органами субъектов были установлены тарифы», -- заявил в суде замначальника правового отдела МВД генерал-майор милиции Александр Авдейко. По его словам, административное производство по факту правонарушения заканчивается с момента отправки машины на штрафстоянку, а дальше действие переходит уже в сферы гражданско-правовых отношений, куда органы внутренних дел не вмешиваются, выдают лишь разрешение на получение машины со стоянки. «Гражданский кодекс регулирует договор о хранении, и в данном случае хранитель (владелец стоянки) должен машину хранить, а ее владелец -- оплачивать расходы, связанные с хранением», -- отметил г-н Авдейко. Тут Сергей Носов заметил, что гражданские отношения подразумевают под собой добровольную основу заключения договора, а в данном случае речь идет о принудительном задержании и хранении транспортных средств. Судья Владимир Зайцев напомнил представителям МВД, что гражданское законодательство находится исключительно в федеральном ведении. «Почему установка тарифов передана субъектам? Не вышло ли здесь правительство за рамки своих полномочий? Почему это должны делать именно субъекты?» -- спрашивал судья. «Действительно, сейчас остро стоит проблема по унификации тарифов, и мы сейчас готовим проект соответствующего постановления», -- признался Александр Авдейко. «Субъекты безосновательно завышают тарифы, это эксцесс исполнителя», -- сказал замначальника правового управления ДОБДД России генерал-майор милиции Александр Екимов. «Проблема-то действительно существует, -- констатировал судья. -- То вы говорите, что вопросы оплаты регулируются субъектами, то про методику какую-то вспоминаете». Кроме того, судью заинтересовало, почему эвакуация машин и штрафстоянки были отданы частным коммерческим организациям, почему не государственным органам. «Той же милиции была бы хорошая финансовая поддержка», -- заметил судья. Как выяснилось на суде, Федеральной службе по тарифам -- раньше она находилась в ведении Минэкономразвития, а с недавнего времени переподчинена напрямую правительству -- действительно было дано указание разработать единую для всей страны тарифную сетку, но никакой информации о ходе работы они суду не предоставили. Перед судьей Владимиром Зайцевым стояла непростая задача. С одной стороны, серьезная проблема с отсутствием единой методики оплаты штрафстоянок, с другой -- отмена оспариваемых пунктов правил действительно может повлечь за собой значительное увеличение правонарушений. Возможно, тот факт, что МВД все-таки предпринимает усилия к исправлению своих ошибок, и повлияло на его решение -- в удовлетворении требований заявителя судья отказал. Сергей Носов намерен это решение обжаловать. Кроме того, как стало известно «Времени новостей», в скором времени Верховному суду предстоит рассмотреть еще несколько аналогичных заявлений недовольных автолюбителей.
Екатерина Буторина, Время новостей ,
16.05.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |