|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Университетская вертикаль
15.05.2006 00:01
В минувшую пятницу депутаты приняли в первом чтении изменения в закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", законодательно закрепляющие институт аттестации ректоров, а также вводящие должность президента вуза. Законопроект был подготовлен и внесен группой «единороссов» во главе с председателем комитета по образованию и науке Hиколаем Булаевым. Если законопроект успешно пройдет все стадии утверждения, то это будет означать, что сложившаяся в последние годы ситуация в системе высшего образования получит юридическое обоснование.
Российская высшая школа утратит последние признаки независимости, в период которой государственные ректоры формально не подчинялись властям субъектов Федерации, хотя получали от них средства на учебный процесс, ремонт и заработную плату преподавателям. Депутаты Госдумы, не отменив де-юре выборность ректоров государственных и муниципальных вузов, устранили ее де-факто. Напомним, что в соответствии с действующим законом о высшем образовании, который вступил в силу в 1996 году, ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения избирается тайным голосованием на общем собрании педагогического коллектива на срок до пяти лет. Окончательно он утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз (то есть отделом народного образования города, области, а если вуз имеет федеральное значение, то Минобрнауки). Если власти не согласны с кандидатурой ректора, но она на повторных выборах набрала не менее двух третей голосов, то ее утверждают в обязательном порядке. Чтобы полностью исключить неожиданности при выдвижении и утверждении ректоров, авторы законодательной инициативы вводят согласительную процедуру: кандидатуры, уже прошедшие выдвижение в соответствии с уставами вузов, рассматриваются аттестационными комиссиями при органах исполнительной власти. Если комиссия принимает положительное решение, то далее ректор избирается тайным голосованием. Эта поправка была внесена «единороссами» как компромиссный вариант после того, как ректорское сообщество выразило крайне резкое неприятие идеи отмены выборности глав университетов и академий. Очевидно, Булаев не кривит душой, утверждая, что «законопроект был подготовлен при активном участии Российского союза ректоров и был этой структурой поддержан». Ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров заявил "Газете": "Процедура утверждения ректоров властями существовала всегда, и законопроект просто формализует давно существующую процедуру". По убеждению Федорова, на фактическое положение дел и уровень свободы ректорского сообщества он никаким образом не повлияет. Видимо, будучи вынужденной считаться с мнением ректоров, многие из которых являются учеными с мировым именем, власть не оставила идею контролировать достаточно закрытую, спаянную узами корпоративной солидарности структуру, каковой являются вузы. Что и понятно: в сфере высшего образования крутятся немалые средства - более 155 миллионов рублей бюджетных денег. А сколько теневых, подсчитать затруднительно. Однако коррупция в вузах стала притчей во языцех. Поэтому в добровольно-принудительном порядке высшие учебные заведения должны будут выбрать себе президента. По словам Николая Булаева, эту кандидатуру в ученый совет университета или академии будет напрямую представлять орган исполнительной власти, а общее собрание - только утверждать. То, что эта процедура будет, как и выборы ректора, тайной, сути не меняет. Вузовская вольница началась со второй половины 90-х годов, когда расцвела система платного образования и ректоры фактически занялись бизнесом. В особенно выигрышном положении оказались московские и петербургские университеты и академии, которые на аренде, жилищном, офисном и прочем строительстве, консультационных услугах и множестве других видов деловой активности стали зарабатывать немалые деньги, иногда сопоставимые с бюджетным финансированием. Особняком выглядели национальные достояния - МГУ и СПбГУ, имеющие отдельную строку в федеральном бюджете. Получив относительную финансовую свободу, ректоры наиболее успешных вузов втихомолку заговорили и об административной независимости. Федеральный центр долгое время игнорировал эти настроения в вузовском сообществе, пока не случилась история с РГГУ. Напомним, что в 2003 году компания "ЮКОС" взяла этот далеко не последний московский университет под свое могучее финансовое крыло, а Леонид Невзлин стал его ректором. Кремлевские обитатели решили, что слишком легко крупный частный бизнес может фактически приватизировать вузы, которые помимо интеллектуального и образовательного потенциала имеют и немалый электоральный ресурс. С этого момента, по словам источника "Газеты" в администрации президента, высшему образованию стали уделять пристальное внимание, данное направление курировал помощник президента Игорь Шувалов. В прошлом году в рамках национального проекта "Образование" его заменили профильный министр Андрей Фурсенко и новый вице-премьер Дмитрий Медведев (как главный по нацпроектам). Однако, по слухам со Старой площади, Шувалов хотел бы продолжать курировать вузовскую реформу. Особенно после того, как, опять же по слухам, Андрей Фурсенко, обиженный за публичную (и не совсем справедливую) выволочку от Владимира Путина 7 апреля на совещании по нацпроектам, написал заявление об отставке, которое, конечно, не было принято. Собеседник "Газеты" из администрации президента считает, что структура президентов вузов - еще одна ниша для "питерских", только рангом пониже: "Вертикаль власти добралась до университетов. Но это не значит, что с коммерческой деятельностью вузам придется завязать - им многое позволят, но под внимательным присмотром "царских наместников".
Ольга Редичкина, Ольга Павликова, Дмитрий Бальбуров , Газета ,
15.05.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |