Российский День Победы стал одновременно днем поражения для международных правозащитников из Human Rights Watch: они активно выступали против участия России в Совете по правам человека ООН и даже включили нашу страну в "черный список" государств, где, по их мнению, постоянно нарушаются права человека. Теперь все встало на свои места. План создания совета, предложенный лично генсеком ООН Кофи Аннаном, был одобрен мировыми лидерами на саммите в Нью-Йорке в 2005 году. Резолюцию о полномочиях совета и порядке его создания Генеральная Ассамблея приняла 15 марта.
В МИД "Известиям" сообщили, что "такой исход голосования Москвой прогнозировался": "Мы готовы уважать мнение правозащитных организаций, но в итоге, все же, все решают сами участники Генеральной Ассамблеи, надо их выбор принимать". Министр иностранных дел Сергей Лавров, как раз находившийся 9 мая в Нью-Йорке, поблагодарил всех, кто поддержал Россию: "Мы очень рады, что за нас проголосовали 137 государств, убеждены, что наше участие в совете будет способствовать сбалансированной и всесторонней работе по правам человека".
На 13 кандидатов в нашей Восточноевропейской группе в совете было всего лишь 6 вакансий. Помимо России, их заняли Украина, Азербайджан, Польша, Чехия и Румыния. Они "выбили" Албанию, Армению, Венгрию, Словакию, Грузию, Латвию и Литву. Для победы нужно было заручиться поддержкой как минимум 96 из 191 страны и, таким образом, наша страна выступила более чем убедительно.
Новый совет, первое заседание которого пройдет 19 июня, заменит просуществовавшую 60 лет и прекратившую работу в марте Комиссию по правам человека. Ее обвиняли, в частности, в малой эффективности, в неспособности реально влиять на ситуацию с соблюдением прав человека в "проблемных государствах". По сравнению с бывшей комиссией статус совета вырос - теперь это будет вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи.Среди его 47 участников оказались также такие весомые на мировой арене державы, как Великобритания, Франция, Германия, Канада, Индия и Япония. За бортом, правда, остались США, но они даже не выставляли свою кандидатуру, уверяя, что не видят особого смысла в деятельности совета. Между тем, российский дипломатический источик в беседе с "Известиями" предположил, что неучастие США, скорее, связано с боязнью Вашингтона лишний раз стать объектом критики международных правозащитников.
Александр Латышев, Известия ,
12.05.2006