|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Что нам скажет президент...
5.05.2006 00:01
10 мая президент обратится с посланием к Федеральному собранию. С уже седьмым по счету и в каком-то смысле последним - следующее уже не станет повесткой дня на весь грядущий год. Оно будет оглашаться под грузом предвыборной борьбы, и в нем в любом случае будут видеть не руководство к действию, а намеки на исход парламентской и - особенно - президентской кампаний. Пока же аналитики наперегонки гадают, что и как скажет Путин в ближайшую среду. Но большинство из них сходится в одном - послание должно быть гораздо критичнее предыдущих. Собственно, и в Кремле признают: Путин откровенно устал от того, что идеи и цели, провозглашаемые им в посланиях, да и не только в них, так и остаются идеями и целями.Ежегодное послание, судя по всему, - одна из не самых любимых Путиным президентских обязанностей. И обращаться к парламенту он предпочитает в конце весны, а не в начале года. Еще одна неуклонно продолжаемая путинскими посланиями традиция - закрытость процесса их подготовки. Учитывая, что в прошлом президент говорил с той же трибуны о политической системе в России и ее историческом пути, вероятнее всего, на этот раз речь пойдет о месте страны в мире. К этому, кстати, подталкивает и председательство в "большой восьмерке". Обоснованными кажутся и ожидания жесткой критики: в последнее время Путин все чаще стал делать публичные замечания в адрес министров, причем с неподдельным раздражением. Причины понятны: по сути, времени до выборов осталось очень мало, а Путину крайне важно, с каким итогом он будет сдавать президентские полномочия. Предстоящий год - последний шанс заставить исполнительную власть работать не на процесс, а на результат. Тем более что целей, в которых результат ощутим не для круга специалистов, а для всех, заявлено очень много - это и все четыре нацпроекта, и программа обеспечения жильем военнослужащих... - Исходить надо из того, что это последнее "спокойное" послание, последнее в режиме business as usual, и, наверное, осознавая это, Путин особенно тщательно подходит к этому документу, - считает первый заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко. - С одной стороны, президент никогда не начинал послание с отчета, как выполнено предыдущее, но какая-то смысловая связь все равно была. Предыдущее послание, очень либеральное по духу и содержавшее конкретные задачи, оказалось выполнено в не очень большой степени. Самый наглядный пример - это налоговое администрирование. Президент много говорил о налоговом терроризме, всесилии бюрократии. И тогда как многие другие частные поручения президента были выполнены в общем нормально, этот, один из главных, его посыл оказался спущен на тормозах. Так что, наверное, главная тема должна быть такой: почему не работает модель развития, как нам сделать так, чтобы пойти вверх. Элементы отчета, промежуточного итога в путинских посланиях были всегда. Причем статистика (о размерах золотовалютных резервов или же росте ВВП) - лишь малая часть этого отчета. Путин, не особо акцентируя на этом внимание, в посланиях выставляет оценки не только правительству, но и самому себе. "Впервые за долгий период Россия стала экономически и политически стабильной страной", - говорил он, например, в послании 2004 года. Сейчас же вопрос уже в том, какие плоды этой стабильности получены (стали ли граждане ощущать себя именно представителями экономически и политически независимого государства) и каковы гарантии ее сохранения. - На мой взгляд, послание, во-первых, будет посвящено преимущественно экономике, экономическим угрозам, - считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - А во-вторых, там будут главенствовать два базовых тезиса. Первый - об экономическом суверенитете России, о способах, какими можно его гарантировать. Второй - о выполнении национальных проектов, о связанной с этим неэффективности бюрократии, поскольку реализация национальных проектов показала значительные сложности. Об этих сложностях и первый вице-премьер Дмитрий Медведев говорил, и сам президент. Таким образом, послание будет построено так: международное положение в контексте укрепления экономического суверенитета и внутренняя ситуация в контексте национальных проектов и исполнения бюрократией экономических решений. Но какие бы именно цели ни ставились в документе, главной проблемой послания все равно остается его исполнение. С оглашением послания бумажная работа над ним не заканчивается, а только начинается. Ведомства и местные власти начинают писать поручения себе и друг другу, затем - требовать отчетов, но бумагой, как правило, все и заканчивается. Например, в прошлогоднем послании, которое сам Путин назвал в первую очередь идеологическим, конкретных целей было названо совсем немного: налоговая амнистия, отмена налога на унаследованное имущество, сокращение с 10 до 3 лет срока исковой давности по сделкам, "дачная амнистия". В итоге через год полностью и без проблем решен вопрос только по наследству. Послание президента адресовано в первую очередь элитам (политической, экономической и бюрократической), а не народу. Вывод этот подкрепляют результаты исследования, которое провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Из четырех видов общения первого лица с миром (выступления и интервью, пресс-конференции, ежегодные послания, телемост) наименьший интерес у обыкновенных граждан вызывают именно послания: эта форма нравится только 13% россиян (телемосты с Путиным заслужили положительную оценку 52%). Однако почти половина участников всероссийского опроса заявила социологам, что "будет слушать выступление президента". А вот больше трети россиян (36%) признались, что их данное выступление не интересует. На седьмой год жизни послание "заработало" в общественном мнении вполне устойчивую репутацию. В зависимости от отношения к нему россиян можно разделить на три большие группы и четвертую - поменьше. В последнюю входят 15% граждан, убежденных, что это выступление Путина "определяет социальный и политический курс страны". Большинство же расколото на тех, кто видит в послании "пустую формальность, ритуал" (27%), полагает, что оно просто обозначает круг актуальных тем (25%), или находит в нем список задач для правительства и местных властей (22%). Естественно, что сами граждане хотели бы услышать от президента прежде всего то, что волнует их больше всего. Набор тем от года к году практически не меняется. Пункт первый - про деньги (а точнее, про увеличение пенсий, зарплат и прочих массовых материальных поощрений со стороны государства). Пункт второй - про жилье (когда и как им побыстрее обзавестись или улучшить) и оплату коммунальных услуг. Пункты третий-пятый: образование, здравоохранение, проблемы детей и молодежи (см. диаграмму). Все остальные темы (ВЦИОМ предложил респондентам выбирать из 20 вариантов) заинтересовали менее 10% опрошенных. Так, проблема коррупции, которой было уделено значительное место в предыдущем послании, в текущих общественных ожиданиях стоит только на 12-м месте. Наверное, потому, что, сколько об этом ни говори, чиновники своих тарифов на взятки не снижают. Слова о борьбе с бедностью от главы государства хотят услышать лишь 6% россиян. И это тоже неудивительно - прошедшие курс капиталистического всеобуча граждане речам предпочитают синицу от Зурабова (известие об очередной индексации выплат) в руке. Указы, в которых содержатся так называемые нормативные поручения ведомствам, окончательно закрепляют новые правила существования НПО в нашей стране, хотя все главные решения по этому вопросу были приняты в начале года. Несмотря на критику Запада и бесчисленные мольбы отечественных правозащитников, закон все-таки был принят. Теперь для того, чтобы его реализовать, президент наделил Минюст "функцией регистрации некоммерческих организаций". Усиленное указом Путина министерство будет по согласованию с Минфином "утверждать формы документов, используемых при госрегистрации НПО". Причем ведомству Юрия Чайки передана важнейшая контрольная функция - "определять порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами". Подчиненная Минюсту Федеральная регистрационная служба будет следить за тем, чтобы деятельность НПО "соответствовала заявленным целям и не противоречила российскому законодательству". Ее сотрудникам предстоит вести "федеральный список экстремистских материалов". Чтобы реализовать новые функции, Росрегистрация увеличит штат почти на 5 тысяч человек. Председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева не понимает, "почему НПО должны отчитываться перед государством в своей каждодневной деятельности". "Теперь нужно создавать условия для выполнения закона, - поясняет Алексеева, - значит, нужны чиновники, которые будут каждый день совать нос в наши дела и выяснять, что мы делаем". Существует и другое мнение. Член думского комитета по социальной политике Фарида Гайнуллина (фракция "Единая Россия") считает, что "закон своевременен и необходим, нормативные поручения Минюсту и Росрегистрации - это очередной шаг в завершение правового регулирования деятельности НПО". Закон "Об обращениях граждан" вызвал значительно меньше споров. Исправленный Госдумой во втором и третьем чтении документ "направлен на регулирование порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в органы власти. Закон обязал бюрократов не откладывать на полку письма россиян, принимать по каждому обращению необходимое решение, обязательно поставив в известность авторов письма. Чиновников, которые не любят читать письма, будут привлекать к административной ответственности, а гражданам, чтобы быть услышанными, теперь необходимо обязательно подписывать свои обращения.
Виктория Соколова, Известия ,
5.05.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |