
По мнению правозащитников, подавляющее большинство дел о ксенофобии не расследуется должным образом, а виновники не привлекаются к уголовной ответственности.
Причем помимо лояльности к экстремистским выходкам милиция сама не прочь применить насилие к кавказцам, следует из доклада.
![]() Наиболее криминогенными, по данным на прошлый год, остаются Москва (восемь убийств) и Санкт-Петербург (три убийства). В апреле этого года в Москве зарезан панк-антифашист, 19-летний житель Подмосковья Александр Рюхин. На станции метро «Пушкинская» убит студент Московского университета управления 17-летний армянин Виген Абрамянц. В начале апреля в столице избиты министр культуры Кабардино-Балкарии Заур Тутов и журналист НТВ Эльхам Мирзоев. Одновременно в Санкт-Петербурге убит студент из Сенегала Ламзар Самба. |

Ссылаясь на данные российских правозащитников, авторы доклада отмечают, что в 2005 году от нападений на расовой почве пострадали 366 человек. 28 человек погибли. При этом не исключается, что на самом деле таких случаев еще больше. По словам правозащитников, следователи с трудом признают в таких делах мотив национальной розни, гораздо чаще классифицируя их как хулиганство. Жертвы нападений на расовой почве – иностранные студенты, беженцы из Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, кавказцы, а также евреи и цыгане.

В докладе приводятся официальные цифры российских правоохранителей, согласно которым в России насчитывается 150 экстремистских группировок, в состав которых входят около 5 тыс. человек.
Однако цифры правозащитников в 10 раз больше; в стране, по их данным, 50 тыс. скинхедов, говорится в докладе.
По мнению председателя комиссии по правам человека при президенте РФ Эллы Панфиловой, ситуация вовсе не как ужасающа, как констатируют авторы доклада. «Я, конечно, доверяю "Международной амнистии", они тщательно подходят к информации, но ситуацию нельзя анализировать в отрыве от контекста. Было интересно, если бы ее рассмотрели, проанализировав ситуацию в странах Европы, где тоже все не так просто. Очевидно, что это тенденция, связанная с неконтролируемыми миграционным потоками. Но я бы не стала утверждать, что хуже всего ситуация складывается в России. Законы в принципе вполне нормальные. Правда, плохая правоприменительная практика», – отметила правозащитница «Газете.Ru»
По мнению Панфиловой, в России власти уделяют проблеме достаточно внимания. «Очевидно, что необходима работа по созданию толерантной среды в стране, – говорит Элла Панфилова. – Картина гораздо сложнее и многослойнее, чем это следует из газетных материалов, а также из комментариев политиков второго эшелона, которые спекулируют на проблеме». Как констатировала правозащитница, «в России огромный опыт сосуществования этносов, и ситуация вообще могла быть гораздо хуже на фоне тех потрясений, которые пережила страна».
Однако, по мнению других правозащитников, нацизм в России все-таки есть и носит государственный оттенок, а идея национализма вообще очень выгодна и правоохранительным органам, и западным спецслужбам.
«Несколько лет назад некоторые крупные российские политтехнологи взяли подряд на создание в России национальной идеи среди молодежи и с тех пор не могут остановиться, – заявил ранее "Газете.Ru" руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко. – Идея нацизма выгодна и правоохранительным органам, они получают дополнительное финансирование на борьбу с ним. Наконец, еще одни поборники этой идеи – внешние спецслужбы, заинтересованные в том, чтобы Россия выглядела не так привлекательно для исламского мира, а именно привлекательности добивается президент Владимир Путин. Фон разжигания в стране национальной розни сделает для мусульман из России врага».