|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Дорога в никуда
27.04.2006 00:01
Совет Федерации на своем вчерашнем заседании рекомендовал правительству дополнительно выделить из бюджета 35 млрд. руб. на финансирование дорожного хозяйства. Причина – общая катастрофическая ситуация с дорогами в стране. Длина пригодного по стандартным меркам дорожного полотна уже сейчас составляет меньше половины всей протяженности сети и с каждым годом неуклонно уменьшается. Специалисты уверяют: с такими деньгами, что ежегодно выделяет государство на содержание дорог, от пресловутого «ямочного ремонта», то есть от латания дыр в самом буквальном смысле, мы еще долго не сможем отказаться. Средств действительно не хватает, но и они, как выясняется, вовсе не лежат на дорогах. Как отмечается в постановлении Совета Федерации, «осуществление перспективного развития сети автомобильных дорог РФ, а также создание дорожно-транспортной инфраструктуры, достаточной для удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов страны, стало невозможным». На сегодняшний день, по данным СФ, около 50 тыс. населенных пунктов (а это треть от их общего числа) вообще не имеют автомобильных дорог, связывающих их с трассами, по которым в итоге можно хоть куда-то уехать. Не так давно министр транспорта Игорь Левитин констатировал, что 56% протяженности федеральных дорог не выполняют требований по прочности дорожных «одежд». В Росавтодоре корреспонденту «Новых Известий» дали еще более удручающую статистику. К концу 2005 года удельный вес федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, снизился до 37,2 % с 38,1 в 2004 году. По остальным ездить зачастую тоже опасно. Как рассказал «НИ» депутат Госдумы Виктор Похмелкин, «анализ ГИБДД показал, что причиной трети всех ДТП в России являются именно дорожные факторы». Но помимо прямой угрозы нашей жизни и здоровью, плохие дороги отбрасывают далеко назад всю нашу страну. Увеличивается нагрузка на те трассы, что еще находятся в более-менее приличном состоянии, понижается транспортная связность России. Как результат, тормозится экономический рост и в конечном итоге страдает качество жизни большинства граждан, которые живут отнюдь не в мегаполисах, где дороги худо-бедно ремонтируют. Каждый год автомобилисты дружно проклинают последствия самого распространенного у нас типа дорожных работ – «ямочного ремонта». Не успели залатать дыру, а уже зияет новая – шире и глубже прежней. Такой «ремонт», признают специалисты, можно делать каждый год (а иногда и несколько раз в год), но ситуация, естественно, кардинально не улучшается. Однако, как рассказали «НИ» в Росавтодоре, на сегодняшний день альтернативы локальному латанию нет и не предвидится до тех пор, пока не будет денег для проведения серьезных работ – «это вынужденная мера, позволяющая хоть как-то поддерживать дороги в нормальном состоянии». По данным ведомства, вся проблема в том, что количество выделяемых на федеральные трассы денег не только не увеличивается, но, напротив, снижается. По федеральному бюджету на 2005 год объем финансирования составлял 90,9 млрд. руб. В сопоставимых ценах это на 12,7 млрд. меньше, чем в 2004 году. С дорожниками соглашаются представители законодательной власти и научного сообщества. «У нас нет проблем с технологиями, но в 2000 году было отремонтировано 30 тыс. км автодорог, а в 2005-м – в два раза меньше. Все потому, что экономисты правительства считают, что дорога, мол, не мост – не рухнет. А значит, и финансировать ее необязательно», – рассказал «НИ» проректор Московского автомобильно-дорожного института Владимир Носов. «Ремонт производится не исходя из нормативов, а в зависимости от того, сколько на него денег дадут, – вторит ему член Совета Федерации Владимир Гусев. – Хотя, конечно, влияют и некоторые технологические факторы, как, например, низкое качество стройматериалов». При таком раскладе рассчитывать на хорошие дороги не приходится, считает сенатор.
Впрочем, эксперты утверждают, что свой «весомый вклад» в проблему вносит и наша безудержная коррупция. По словам Виктора Похмелкина, выделяемых на ремонт средств, может, и мало, но используются они при этом неразумно. «Конкурсы выигрывают те подрядчики, кто предлагает наименьшую стоимость работ. Ясно, что качество при этом проигрывает. Ну и, конечно, повальное воровство. К ответственности же коррупционеры привлекаются крайне редко», – констатирует депутат. По его мнению, единственное лекарство – усиление контроля. «Качество работ вполне можно проверить. Если через несколько месяцев после ремонта на дороге вновь появляются ямы, то понятно, что имела место халтура. Тут-то и надо применять к подрядчикам и чиновникам санкции». «С коррупцией в дорожном строительстве бороться сложно, – рассказал «НИ» адвокат Леонид Ольшанский. – Ведь невозможно проверить, сколько слоев асфальта положено – 10 или 9. Или какова доля песка в бетоне. Можно, конечно, выкапывать в полотне дырки для анализа, но никак не докажешь, что этот брак присутствует везде». По словам юриста, для борьбы с коррупцией можно использовать контрольные закупки как в магазине. «Вот стоит бетономешалка, мы туда ворвались и проверили, сколько там песка, а сколько бетона. Или едем по дороге в дождь или снег, а там асфальт укладывают. Только так и можно брать с поличным. И ГИБДД к этому нужно подключать, – они ведь переименовались, чтобы следить за безопасностью на дорогах в целом, а не только за автомобилистами – вот пусть и следят», – заключает г-н Ольшанский.
Дмитрий Мигунов, Новые известия ,
27.04.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |