Лениградская Правда
21 NOVEMBER 2024, THURSDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Николай Винниченко: "Нам нужны широкие полномочия"
21.04.2006 00:01
Судебные приставы добиваются расширения своих полномочий

Судебные приставы добиваются расширения своих полномочий
Представители Федеральной службы судебных приставов пока достаточно осторожно комментируют идею министра юстиции Юрия Чайки открыть в России коммерческие фирмы, которые займутся взысканием долгов с граждан. Ведь есть опасение, что такие частные приставы будут злоупотреблять полномочиями и, в том числе, участвовать в рейдерских захватах предприятий. При этом, как рассказал в интервью корреспонденту Страны.Ru Наталье Корчмарек глава Федеральной службы судебных приставов Николай Винниченко, чтобы улучшить ситуацию с невыплатой долгов, его подчиненные добиваются расширения своих полномочий.

- Николай Александрович, а как вы вообще оцениваете эффективность работы службы судебных приставов?

- Результаты деятельности судебных приставов, на мой взгляд, говорят о положительной динамике. На исполнении в 2005 году находилось более 23 млн исполнительных производств, из которых 54% окончено фактическим исполнением. В то же время в 2004 году эта цифра составляла 49%. Если мы сумеем сохранить темпы работы, я надеюсь, что к 2010 году можем достигнуть 70-80 % исполнения, что является весьма высоким показателем.

- Но получается, что 46% судебных решений и постановлений налоговых органов остается неисполненными - это немаленькая цифра. По каким причинам приставам не удается добиться выплаты долгов?

- Причины разные. Одной из основных следует назвать несовершенство действующего законодательства, которое недостаточно подробно и однозначно регулирует полномочия и обязанности судебного пристава-исполнителя.

Другой проблемой является различие для каждого суда в подходах к вопросам, связанным с деятельностью ФССП России. Достаточно часто судебные органы признают незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства, имущество должника, а также постановления о наложении на должника штрафов в порядке ст. 85 и 87 федерального закона "Об исполнительном производстве", что существенно затрудняет исполнение решений судов. Затруднено взаимодействие и с органами внутренних дел: в большинстве случаев розыск должника или не приводит к результату, или существенно увеличивает сроки исполнения судебных решений. Необходимо усовершенствовать законодательную базу, более четко урегулировать вопросы, возникающие при исполнении судебных решений.

Влияет на качество работы и тот факт, что нагрузка на приставов сегодня слишком велика и почти в 4 раза превышает нормы, установленные Министерством труда. На сегодняшний день пристав-исполнитель ведет в год в среднем более тысячи исполнительных производств. В настоящее время решен вопрос об увеличении штатной численности судебных приставов. Сейчас Федеральная служба судебных приставов насчитывает около 45 тысяч человек, а в ближайшие два года Указом президента число сотрудников будет увеличено еще на 20 тысяч.

- И, тем не менее, недавно министр юстиции Юрий Чайка предложил ввести службу частных судебных приставов, которые будут работать наряду с государственными. Как вы относитесь к идее главы Минюста?

- В настоящее время только высказана идея о создании института частных приставов. Я ее поддерживаю по существу. Но считаю, что этот вопрос требует детального изучения. Есть опасения, что, просто легализовав частников, мы придем к злоупотреблению полномочиями приставов. Частные структуры, к примеру, могут участвовать в рейдерских захватах предприятий. Поэтому необходимо просчитать все последствия, которые может повлечь за собой введение института частных приставов, продумать способы исполнения нерентабельных решений, например, о взыскании алиментов или заработной платы. Если неправильно подойти к разработке этой программы, то в России появится структура, которая будет преследовать лишь цели получения большего заработка, но не удовлетворение требования взыскателей, в том числе и социально незащищенных.

В странах Европы институт частного исполнения получил достаточно широкое распространение. Такая негосударственная служба действует, к примеру, во Франции и Голландии, переходит на эту систему Болгария. В порядке эксперимента частные приставы действуют в Казахстане. Но надо заметить, что уровень фактического исполнения судебных решений в этих странах не превышает и 30%. В России по итогам 2005 года этот показатель, напомню, составил 54%.

В настоящее время наше ведомство совместно с Минэкономразвития изучает все возможные последствия такого шага. По результатам изучения будет принято окончательное решение о целесообразности введения института частных приставов.

- А предлагает ли служба собственные варианты улучшения ситуации с неисполнением судебных решений?

- Да. Одной из мер, направленных на повышение эффективности деятельности службы, мы видим в расширении полномочий судебных приставов. Мы высказались за необходимость наделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов правом административного задержания и личного досмотра. Приставы, которые находятся в залах судов и обеспечивают правопорядок в ходе заседаний, пока не имеют права ни на задержание в случае возможных нарушений, ни на личный досмотр нарушителя. В таких случаях судебные приставы оказываются бессильными и вынуждены обращаться к помощи работников органов внутренних дел. На наш взгляд, гораздо эффективнее будет передать эти полномочия нашим сотрудникам.

К тому же проблемой для нас остается розыск должников и имущества. В настоящее время оперативно-розыскные мероприятия проводятся работниками МВД, у которых есть гораздо более важные задачи, чем розыск имущества должников, и мы очень часто не находим должного отклика. Поэтому наше ведомство выступает за расширение полномочий приставов и наделение их правом производить оперативно-розыскную деятельность. Поскольку наша служба проводит дознание по преступлениям категорий небольшой тяжести, то мы не будем производить оперативно-технические мероприятия, к примеру, прослушивание телефонов, которые проводятся только по тяжким составам преступления. Мы предложили наделить службу полномочиями по оперативно-розыскной деятельности в усеченном виде, то есть осуществления тех мероприятий, которые не вторгаются в личную жизнь граждан и не сопряжены с нарушением их конституционных прав. В качестве примера можно назвать такие оперативно-розыскные мероприятия как наведение справок, исследование предметов и документов, контролируемая поставка, осуществление наружного наблюдения и проведение опросов граждан. Эти мероприятия могут помочь установить четкое местонахождение должника и его имущества. Предложение о внесении необходимых для этого изменений в закон об оперативно-розыскной деятельности уже переданы в Министерство юстиции.

- Каких еще изменений можно ожидать в ближайшем будущем в работе службы судебных приставов?

- Серьезной проблемой, на сегодняшний день, является отсутствие у судебного пристава-исполнителя права контролировать исполнение судебных решений о взыскании с должников, в отношении которых возбуждены дела о банкротстве. Не секрет, что механизм банкротства зачастую используется недобросовестными должниками только для снятия арестов с имущества и "перебрасывания" его на другие фирмы. Наша служба выступает за расширение полномочий судебных приставов-исполнителей в рамках исполнительного производства в отношениях, складывающихся при введении процедуры банкротства, что сделает работу арбитражных управляющих более прозрачной и поможет избежать многих негативных последствий в этой сфере. Если изменения в законодательство о банкротстве будут приняты, это поможет увеличить процент фактического исполнения решений. Другое новшество: мы выступили с предложением включить Федеральную службу судебных приставов в реестр правоохранительных органов.

- Поможет ли решить проблему неисполнения решений увеличение ответственности за уклонение от оплаты долгов?

- В настоящее время, на мой взгляд, назрела необходимость введения уголовной ответственности за неисполнение судебных решений не только для руководителей юридических лиц, но и для физических лиц. Дело в том, что по действующему законодательству физические лица отвечают только за злостное неисполнение алиментных обязательств и решений судов, связанных с алиментами. А по другим категориям судебных решений, по большому счету, нет действенного рычага воздействия на отдельных граждан, в отношении которых пока могут применяться только административные штрафы. Мы полагаем, что необходимо расширить круг субъектов, в отношении которых возможно уголовное преследование за злостное неисполнение судебных решений и включить в число таких субъектов рядовых граждан.

Как показывает практика, должники злостно уклоняются от исполнения не только судебных актов, но и от исполнения актов иных уполномоченных органов, в том числе и налоговых. Поэтому сегодня наша служба предлагает ввести уголовную ответственность за злостное неисполнение постановлений налоговых органов, чего сейчас также нет. В настоящее время эти предложения переданы в Минюст и там прорабатываются.

- Много говорится о коррумпированности государственных органов. Наверное, это зло имеет место и в вашем ведомстве?

- В прошедшем году в отношении судебных приставов было вынесено 25 обвинительных приговоров, в отношении бывших сотрудников службы. Но если соотнести эту цифру с общей штатной численностью ФССП России (в 2005 году - более 45 тыс. работников), то станет понятно, что число лиц, совершивших преступления, просто мизерно - 0,05%. Эта цифра ничтожно мала, хотя, конечно, и этого не должно быть. У нас служба государственная и факты мздоимства необходимо пресекать на корню. Более того, я считаю, что упреки в адрес нашей службы часто неоправданны, а ажиотаж, связанный с этой темой, просто неуместен. Для полного искоренения коррупции службой принимаются все необходимые меры. У нас созданы подразделения собственной безопасности, которые работают достаточно эффективно, и в прошлом году с их участием было выявлено почти треть преступлений, совершенных сотрудниками нашей службы. По итогам прошлого года за различные злоупотребления были уволены 86 человек, 135 материалов мы направили в правоохранительные органы для правовой оценки.
Наталья Корчмарек, Страна.ру , 21.04.2006


Стремление группировки баталхаджинцев поставить под свой контроль местные органы власти может обернуться самыми тяжелыми последствиями на Северном Кавказе. В деятельности религиозной секты баталхаджинцев самое опасное заключается в том, что они формируют параллельное или теневое государство – со своими структурами, силами безопасности, и даже армией. На днях выяснилось, что именно их «боевики и торговцы оружием снабжали автоматами и боеприпасами террористов, осуществивших нападение на «Крокус Сити Холл» («Коммерсант», 1 ноября 2024). И не просто снабжали, а по информации из источников в правоохранительных органах, имели прямое и непосредственное участие к организации и финансированию теракта. Федеральным властям стоит максимально усилить свои действия против криминальной группировки баталхаджинцев, которая и сегодня стремится запугивать всех несогласных с их кровавой антигосударственной деятельностью.

Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru