|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Конфискация - не наказание
19.04.2006 00:01
Госдума в среду рассмотрит большой блок антитеррористических поправок к действующему законодательству. Некоторые из изменений носят корректирующий характер и приводят нормативную базу в соответствие с ранее принятым законом «О противодействии терроризму», однако ряд поправок предполагают серьезный пересмотр существующих законов: расширяются полномочия ФСБ, опасных преступников смогут судить заочно, а имущество и деньги, направленные на финансирование боевиков, будут подлежать конфискации. Впрочем, в доход государства будет обращаться имущество не только боевиков и их пособников - под эгидой борьбы с терроризмом конфискация с триумфом возвращается в Уголовный кодекс, поскольку, согласно поправкам, изъятию будет подлежать имущество осужденных более чем по сорока статьям УК, в том числе имеющим весьма отдаленное отношение к терроризму. Например, со своим имуществом можно будет распроститься за нарушение авторских прав или за мошенничество. Антитеррористический блок поправок коснется целого ряда действующих актов, что обусловлено, по мнению парламентариев, внесших проект, принятием законов "О противодействии терроризму" и "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма". Поправки касаются деятельности СМИ, силовых органов, уголовной ответственности за различные проявления терроризма. Так, закон «О СМИ» дополняется положениями, в соответствии с которыми при проведении контртеррористической операции порядок сбора и получения информации журналистами определяется представителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. При этом запрещается «распространение в СМИ сведений, раскрывающих специальные средства, технические приемы и тактику проведения такой операции, которые могут препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей». А поправками в закон "О ФСБ" существенно расширяются полномочия чекистов. В частности, предусматривается возможность применения по решению президента подразделений ФСБ против находящихся за пределами территории РФ террористов. Кроме того, закон дополняется ст. 9.1 «Борьба с терроризмом», которая регламентирует спецоперации органов госбезопасности, например, разрешает сотрудникам Службы «приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи или средств связи». В свою очередь УК предлагается дополнить статьями «Содействие терроризму» и «Публичные призывы к терроризму и публичное оправдание терроризма». Впрочем, наиболее существенные поправки связаны с восстановлением в Уголовном кодексе конфискации. Напомним, что не успела Госдума в конце 2003 года «вычеркнуть» конфискацию из Уголовного кодекса, как началась кампания за ее «реинкарнацию». На то, что в законодательстве оставалась возможность для конфискации имущества, нажитого преступным путем, правоохранители предпочитали не обращать внимания. Ведь согласно ст. 81 УПК, орудия преступления подлежат конфискации по приговору суда, а имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитые преступным путем, могут быть обращены в доход государства. Однако, видимо, Генпрокуратуру и МВД не устраивало, что ранее (согласно УК) по приговору суда конфискации подлежало все имущество осужденного, теперь же (согласно УПК) правоохранителям приходится доказывать, что речь идет именно о нажитом преступным путем. И вот теперь конфискация все же возвращается в УК. В случае принятия поправок изымание будет применяться в отношении «денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения» очень большого перечня преступлений - убийства, умышленного причинения вреда здоровью, похищения человека, грабежа, разбоя, вымогательства, терроризма, мошенничества и т.д. При этом в данный перечень, как ни странно, попали уголовные деяния, которые не имеют никакого отношения к террористической деятельности, например, нарушение авторских прав. Всего же конфискация будет предусмотрена более чем для сорока составов преступлений. Таким образом, государству уже не придется предъявлять иски о возмещении ущерба будущими «олигархами-подсудимыми», как это было в деле Ходорковского, - их имущество будет подлежать конфискации как нажитое преступным путем. При этом, согласно принимаемым поправкам, за счет конфискуемого имущества в первую очередь «должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного потерпевшему», которым по многим крупным экономическим делам оказывается само государство. И, тем не менее, правительственные либералы считают, что в споре о конфискации им удалось одержать победу на силовиками. «Предложенная редакция норм о конфискации изложена в том виде, в каком была подготовлена в правительстве, - пояснил Стране.Ru источник в Белом доме. - Нам удалось существенно смягчить предлагаемую редакцию. Конфискация, согласно поправкам, - это все-таки не вид наказания, как это было раньше, когда по приговору конфисковывалось все имущество осужденного. Мы вводим отдельный раздел УК «Иные меры уголовно-правового характера», к которым относится конфискация. Это не вид наказания, так как речь идет только о тех доходах, которые нажиты преступным путем. И в суде нужно будет доказать, что это именно преступные доходы. Конечно, о том же самом говорится в УПК, и поправки в Уголовный кодекс по большому счету не были нужны, так как по УПК обращению в доход государства подлежит любое преступно нажитое имущество. Но пришлось пойти на уступки и ввести эти нормы в УК. Согласитесь, что в данной ситуации было лучше подготовить свой вариант и просто перенести в Уголовный кодекс то, что уже есть в УПК, чем ждать, когда конфискация будет восстановлена как вид наказания и будет распространяться вообще на все имущество осужденного. А так, с точки зрения закона, мало что изменилось. Что касается практики применения закона, то это вопрос уже к судам и правоохранительным органам». Кстати, теоретически у государства возникнет возможность обратить взыскание на имущество беглых бизнесменов, например, Бориса Березовского, поскольку предлагаемые парламентариями поправки в УПК допускают заочное осуждение. Согласно проекту, «в исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может производиться в отсутствие подсудимого, который находится вне пределов территории РФ и (или) уклоняется от явки в суд и если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу». Как говорится в пояснительной записке к проекту, «приговор суда о совершении лицом террористического акта или иного тяжкого преступления позволит также повысить значимость запроса о его выдаче в случае, если это лицо находится вне пределов территории РФ».
Филипп Стеркин , Страна.ру ,
19.04.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |