|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Сергей Ястржембский: "России надо активнее заниматься своим имиджем"
18.04.2006 00:01
Наступила пора начинать упорядоченную и продуманную работу России с международным общественным мнением. Но осознали ли отечественные государственные элиты важность построения эффективной системы информирования мира о нынешнем дне нашей страны? Или так называемая "внешняя пропаганда" так и останется навсегда принадлежностью лишь советской эпохи? Да и вообще: есть ли в нашем отечестве сегодня инструменты для этой кропотливой, порой даже штучной работы? Об этом и многом другом в беседе с обозревателем "Известий" Кириллом Приваловым рассуждает помощник президента Российской Федерации Сергей Ястржембский. известия: Сергей Владимирович, как вы - дипломат, политолог и журналист - относитесь к знакомому нам со студенческой поры понятию "внешняя пропаганда"? Сергей Ястржембский: Вы еще скажете мне, будто внешнюю пропаганду выдумали в Советском Союзе. Нет, она существовала с незапамятных времен, а сегодня этот термин ассоциируется у меня прежде всего с Америкой. Ни одна страна не вкладывала и не вкладывает во внешнюю пропаганду столько сил и средств, как США. Бюджет только Пентагона на эти цели ежегодно составляет порядка 300 миллионов долларов. Свежий пример - огромные ресурсы, потраченные, правда, в основном впустую на информационное обеспечение своих действий в Ираке. И нам надо активно заниматься формированием за рубежом положительного имиджа нашей страны. Очевидно, что в девяностые годы России было не до этого. Груз проблем, который наша страна несла тогда, едва позволял ей дышать. А вот сейчас время пришло: и жизнь вступила в нормальное русло, и средства появились для построения внешнепропагандистской системы, да и предъявить нам - я убежден - есть что. Ни одно сильное, уважающее себя современное государство не имеет права не заботиться о своем внешнем облике. Не секрет: чем больше мы будем рассказывать о себе внешнему миру, что, как и почему делаем, тем лучше за рубежом нас будут воспринимать и - соответственно - понимать. В работе с общественным мнением, в том числе с международным, всегда следует исходить из одного постулата: "Легче рассказать, чем объяснить, и гораздо легче объяснить, чем оправдываться". известия: Например? Ястржембский: Да возьмем хотя бы закон о неправительственных, общественных объединениях (НПО). Сколько вызвало, в том числе в мире, его принятие обид, слез, непонимания, критики, и в значительной степени потому, что мы сами недостаточно рассказали, зачем это делается. Не объяснили, что в других странах - скажем, во Франции, Израиле, США - деятельность НПО давным-давно детерминируется законодательством. Не случайно оценка, данная нашему закону о НПО со стороны Совета Европы, была абсолютно корректной и позитивной... И таких примеров много. Наши элиты должны прийти к сознанию того, что в России созрели все предпосылки для создания мощной системы работы с международным общественным мнением. известия: Но ведь первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, не столь давно появился телеканал Russia today. Ястржембский: Нам давно был нужен такой канал. Как воздух нужен! Но ни в одной из европейских гостиниц, где я останавливался за последнее время, этого канала не найти. Как известно, Russia today существует как услуга распространителей космической цифровой связи. Но в пакетах, на которые подписано большинство отелей мира, по крайней мере Европы, англоязычного российского канала нет. Иными словами: продукт есть, но он не донесен до потребителя. Очень важно, чтобы это начинание было доведено до победной точки. известия: Может, имеет смысл делать версии того же самого канала на других мировых языках? Вовсе не весь мир говорит по-английски. Ястржембский: Безусловно, это нужно делать. Очень важен сейчас вариант канала на арабском языке с учетом борьбы с терроризмом, так называемого конфликта цивилизаций, всех этих "карикатурных войн"... Но, еще раз настаиваю, цепочка должна отрабатываться "от" и "до": от изготовления продукта до его доведения до индивидуального потребителя. известия: А меняется ли за последние годы в лучшую сторону отношение к России на Западе? Ястржембский: Меняется, но крайне медленно, и прежде всего в бизнес-элитах. Почему? Причин много. И мы сами, как я уже говорил, не имеем целостной системы, в отличие, например, от Китая, по формированию положительного имиджа нашей страны за рубежом. Да и пробиться через клишированное представление о России, которое доминирует в ведущих западных СМИ, невероятно сложно. В этих СМИ, да и в правящих элитах в целом устойчиво негативно воспринимается все, что имеет хоть какое-то отношение к советскому прошлому. Добиться успеха мы можем не кавалерийской отчаянной атакой - единоразовой пиар-кампанией, а кропотливой, системной работой. Экономическая конъюнктура способствует нам. За отрезок времени с 2000 года нам удалось убедить крупный западный бизнес в том, что с нами можно иметь дело. Многолетний экономический рост, помноженный на политическую стабильность, решение проблемы внешней задолженности, повышение золотовалютных запасов - разве это не плюсы? Конечно, у нас еще остались зоны для критики. И тем не менее мы видим по последним опросам среди западных бизнесменов, что отношение к России медленно, но меняется. Зондаж, проведенный накануне Нового года в ведущих европейских компаниях, еще отсутствующих на российском рынке, показал, что более трети из них заявили о своем желании прийти в ближайшее время в экономику нашей страны. На этом фоне контрастно выглядит то, что пока нет прорыва в восприятии широким европейским общественным мнением России как нормального, прогнозируемого и понятного партнера. известия: Не думаете ли вы, что определенным силам на Западе весьма выгодно продолжать малевать нашу страну черными красками? По инерции. А может, и по определенному умыслу... Ястржембский: Увы, но это так. Посмотрите, к примеру, какими поистине неиссякаемыми препонами обставляется вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Последний пример - недавнее решение совета министров транспорта Евросоюза (ЕС) о наделении Комиссии ЕС (КЕС) мандатом на согласование с Россией схемы поэтапной отмены компенсационных платежей за транссибирские перелеты (ТСМ). КЕС требует, чтобы эти платежи в ближайшее время уменьшились и к 31 декабря 2013 года вообще сошли к нулю. Характерно, что этот по сути дела ультиматум называется "условием присоединения России к ВТО". Как будто бы не было и в помине официального согласия ЕС на вступление России в ВТО, данного еще в мае 2004 года! Пикантность ситуации возрастает от того, что вопросы авиационных перевозок в компетентность ВТО никак не входят. Не говоря уже о том, что чисто юридически проблема ВТО в диалоге Россия-ЕС закрыта тогда же, в мае 2004 года. В протоколе, подписанном в те дни, проблема ТСМ не значилась, ее разумно перевели из контекста ВТО в область транспортной повестки дня РФ-ЕС. известия: И что же тогда эти интриги значат? Ястржембский: Видимо, в ЕС почувствовали, что вхождение в ВТО является для России делом принципиальным, и от души принялись использовать это как рычаг давления. известия: И при этом Россия продолжает выплачивать немалые отчисления за членство в международных структурах. Скажем, в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ)... Не является ли такая "дань" не только обременительной, но и не соответствующей глобальным интересам нашей страны? Ястржембский: ОБСЕ - это организация, которой в последнее время больше всего достается с нашей стороны. И по делу. Она потеряла свой универсальный характер, односторонне сориентировала себя на отслеживание выборных процедур в странах постсоветского пространства. Не говоря уже о том, что наблюдатели от ОБСЕ приезжали на выборы, проходившие в этих государствах, с заранее сформированным мнением, с готовым вердиктом, естественно - скептическим... И мы, понятное дело, не можем с этим согласиться. Мы потребовали, в частности, честного распределения в системе отчислений в ОБСЕ, выступили за пересмотр потолков взносов от каждой страны. И добились своего. По крайней мере исходя из прошлогоднего решения суммарная экономия по выплатам в бюджет ОБСЕ составит для России около 6,5 миллиона евро... Все, что я сказал, вовсе не означает, что мы критически относимся к ОБСЕ. Напротив, мы убеждены, что при определенном ее реформировании потенциал этой организации еще может быть востребован. известия: А как развиваются сейчас наши отношения с ПАСЕ, с Советом Европы? Ястржембский: В целом - положительно. Отрадно, что россияне стали пользоваться услугами страсбургского Европейского суда по правам человека наравне с европейцами. Только в прошлом году в Евросуд поступило 8,5 тысячи жалоб из России - шестая часть вообще всех жалоб. Сотрудничество с Советом Европы (СЕ), убежден, очень много нам дало. Существенным образом помогло в наших внутренних реформах. Скажем, в таких сферах, как судебная: появился институт присяжных заседателей. С опытом и практикой СЕ связаны и наша пенитенциарная система, и федеративные отношения, и муниципальная реформа... известия: В заключение хотелось бы узнать о положении с так называемым калининградским транзитом. Ястржембский: Это хороший пример того, как вместе с ЕС мы можем рационально решать трудные вопросы. Сейчас нет никаких проблем с поездками через Литву в Калининградскую область. А сколько опасений высказывалось еще совсем недавно в Евросоюзе и Литве, где боялись наплыва какой-то "черной" иммиграции из России! Хорошо, что обеим сторонам - России и Литве - хватило мудрости и политической воли, чтобы найти устраивающий всех режим пересечения границ. В начале марта был выписан уже миллионный так называемый "упрощенный" документ для проезда по железной дороге по территории Литвы из Калининграда. И - представьте себе! - пока что не было ни одного случая реадмиссии, то есть депортации на российскую территорию людей, которые с нарушением правил въезда находились бы на территории сопредельного государства. Сейчас в Калининграде будет работать миссия экспертов Евросоюза, которая должна дать оценку итогам российско-литовского соглашения по Калининградской области. Литва, как мы знаем, оценивает его весьма позитивно и выступает за сохранение этой схемы. Для нас же принципиально важно, чтобы выстроенная с таким трудом вокруг Калининграда структура визово-транспортных отношений сохранилась и после вхождения Литвы в Шенген, которое ожидается в 2007 году. известия: Неужто получится так, что, получив "упрощенный" документ, россиянин сможет въехать через Литву в "единое европейское пространство"? Ястржембский: Нет, этот документ может применяться только для транзита через территорию Литвы. Что касается визового режима, действующего для россиян, въезжающих в зону Шенгена, то в него вскоре будут внесены серьезные облегчения. На майском саммите Россия-ЕС в Сочи ожидается подписание соответствующего соглашения.
Кирилл Привалов, Известия ,
18.04.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |