|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Осторожно, компрометация
18.04.2006 00:01
Российские граждане готовятся к весенним каникулам. И судя по информации, которой располагает «Газета», подготовку к веселому их проведению следует вести очень тщательно. Если вы предполагаете серьезно использовать в путешествии пластиковую карточку, то стоит заранее подготовиться к худшему. Худший вариант - описанная ниже реальная история. Страшное слово Клиенты "рискового" списка Банкомат тоже не реагировал на запросы о выдаче наличных. На просьбы среагировали в колл-центре VISA. Вежливым отказом. «Ваши проблемы можно решить только в вашем банке, - сказала чрезвычайно вежливая сотрудница VISA. Она же любезно предоставила телефон московского офиса Райффайзенбанка (этот номер указан и на кредитной карточке). В Москве все были тоже очень любезны. «Ваша карточка была скомпрометирована и поэтому аннулирована, вам надо прийти в офис и заказать перевыпуск карты», - произнес вежливый голос с другого конца земли. "Чем я была скомпрометирована? На какие деньги я отправлюсь в московский офис? И вообще что делать?" Такие и множество других вопросов крутились в голове путешественницы. Вопросы, которые могут оказаться актуальными для любого туриста, проводящего весенние каникулы подальше от московских улиц и офисов российских банков. В Райффайзенбанке ответы на эти вопросы знает любая операционистка. Очевидно, речь идет о вполне рутинной процедуре. "Система VISA рассылает по банкам списки скомпрометированных карт, по которым мы приостанавливаем все операции", - сказала сотрудница телефонного центра Райффайзенбанка. "Потом мы информируем клиента и уже тогда окончательно аннулируем карту (вряд ли это возможно сделать, если вы вдалеке от родных берегов, что и подтверждает наша история. - "Газета")», - добавляет она. Что делать? Главный совет Райффайзенбанка: перед тем как ехать куда-нибудь, следует на всякий случай оформить доверенность на близкого вам человека, который сможет в крайнем случае прийти в офис и заказать перевыпуск карты, а потом дать указание отправить эту карту по указанному адресу экспресс-почтой. На все понадобится не меньше недели. Это совершенно конкретная история. Но мы не обвиняем конкретно систему VISA и Райффайзенбанк. Списки от MasterCard - такая же реальность. И поступают они не только в Райффайзен, но и другие банки. В одном из российских банков нас успокоили: «Из всех многочисленных клиентов банка страдают от этого лишь около 10 человек в год». А «159-й оператор» Сбербанка объяснил, что в подобных случаях надо звонить на родину - в банке можно оговорить время, в которое планируется снять наличные в банкомате. «Родной» банк обещает на короткое время разблокировать карту для снятия наличных, после чего карта опять блокируется и соответственно подлежит перевыпуску. «Действительно, существует практика, когда платежные системы - и VISA, и MasterCard - предоставляют в банки списки номеров карт, которые, возможно, скомпрометированы, - рассказал «Газете» зампредправления банка «Авангард» Валерий Торхов. - Это означает, что специалисты компании считают: вероятность раскрытия вашей персональной информации слишком высока. Это может произойти, если платежная система рассматривает ту или иную торговую точку как место, где повышен риск мошенничества. Но гораздо серьезнее, если вдруг возникают опасения, что раскрытыми оказались именно данные какого-нибудь процессингового центра банка». Предсказать вероятность попадания конкретной карты в черный список, по мнению Торхова, сложно. «В случае со списками подозрительных карт уровень риска оценивают лишь конкретные специалисты самой платежной системы», - уверяет Валерий Торхов. Черные списки платежных систем В число подозрительных могут попадать и целые государства. Так, в США есть список 11 "рисковых стран", в которых случаев мошенничества с картами больше всего. И Россию американские банки однозначно относят к этой категории. Кстати, подозрительными часто оказываются операции с картами в магазинах duty free на территории тех же США. Договор молчания В компании VISA и MasterСard отказываются предоставить какую-либо подробную статистику относительно "компрометации" и не желают комментировать неприятную информацию. VISA ссылается на дефицит времени, а в MasterСard просто отмалчиваются. Даже в неофициальных пояснениях здесь напрочь отрицают факт составления «плохих» списков для финансово-кредитных организаций. «Это делают сами банки, а за действия банков мы отвечать не можем», - заявили «Газете» в московском офисе VISA. Образуется замкнутый круг, в который может попасть любой российский путешественник. «Выходит, что самое надежное - это пользоваться кредитной картой для единственной цели, - делает вывод Денис Зенкин, директор по маркетингу компании InfoWatch, - снимать наличные в банкомате». Воруют В прошлом году старший вице-президент по вопросам предотвращения мошенничества компании VISA USA Джон Шонесси обнародовал данные о преступлениях с кредитными карточками в Интернете. В 2004 году их число выросло на 66% по сравнению с 2003 годом. В 2004 году по пластиковым картам с каждых 100 долларов мошенники украли 1 цент. В 2005 году только в США было зарегистрировано не менее 130 крупных утечек приватных данных. В распоряжении злоумышленников оказалась информация о 55 млн. американцев. Но 2006 год обещает поставить новые рекорды. Иногда может сложиться впечатление, что все махинации с кредитными картами происходят исключительно в США. Это неправда. Просто в этой стране действует жесткое правило, закрепленное законами штатов. Согласно этим законам любое учреждение, столкнувшись с потенциальной утечкой данных, должно заявить об этом в платежную систему. "Тот факт, что другие страны мало появляются в информационных сводках, говорит только о том, что там такую информацию не поставляют", - заверяет Денис Зенкин.
Лена Тихомирова , Газета ,
18.04.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |