Столица без них словно осиротела. "Рабочий и колхозница" "шагнули" с постамента у ВВЦ, чтобы "поправить здоровье", которое, выяснилось, даже у стальных людей отнюдь не железное. Планировалось, что они быстро "подлечатся" и вернутся на подобающую высоту у ВВЦ. Но вот прошло почти три года, а знаменитой скульптуры все нет и нет на знакомом месте. Между тем в будущем году у нее юбилей: около семидесяти лет тому назад на Всемирной парижской выставке эти атлеты, олицетворяющие неукротимую мощь молодого государства, произвели фурор. Сейчас они в разобранном виде покоятся в ангаре ЦНИИ строительных конструкций - руки-ноги отдельно, вот шарф, вот ботинок, ясные глаза строителей новой жизни давно подернуты пылью... Вот и закрадывается сомнение: увидят ли москвичи и их гости вновь один из символов российской столицы? В свое время на изготовление скульптуры потребовалось лишь три месяца. Скульптор Вера Мухина вместе с инженерами и рабочими вдохновенно работала, а на нее тем временем писались доносы: дескать, саботирует, затягивает сроки, а в некоторых местах оболочки каркаса проступает вражеский профиль Льва Троцкого. Сталин лично приезжал взглянуть на монумент и по счастью в складках юбки колхозницы не нашел спрятавшегося идейного противника. Только сделали памятник - тут же началась срочная разборка. В 28 вагонах железных энтузиастов социалистического труда повезли в Париж. Для сборки на месте на берега Сены направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Одиннадцать дней ушло на сборку - и уже 1 мая 1937 года серп и молот блеснули в руках советских исполинов, возвышающихся на 60-метровой высоте. Публика хотела найти подтверждение своей влюбленности в бурно развивающееся государство, и она его получила. На обратном пути в Москву композицию повредили, но правительство, оценив убедительность произведения, не пожалело денег на дубликат. Когда выяснилось, что скульптура срочно нуждается в реставрации, правительство Москвы выделило деньги на ее демонтаж, что и было проведено с величайшей осторожностью - на железных пластинах не добавилось ни одной царапины. Обнаружилось, что от времени больше всего пострадали руки, ноги героев и 30-метровый шарф колхозницы весом в 5,5 тонны. Скульптор Вадим Церковников, один из руководителей фирмы "БИОР", ставшей генподрядчиком реставрации, горячо принялся за работу. Она требовала величайшего тщания, точнейших расчетов: ошибешься в одном месте на несколько миллиметров - в другом "вылезет" расхождение на десятки сантиметров. Были проведены специальные испытания по исследованию устойчивости скульптуры: ведь на большой высоте, где планируется ее установить, порывы ветра могут достигать до 30 метров в секунду. В Центре автоматизации теплофизических исследований в аэродинамической трубе провели испытания: установили модель монумента масштабом один к пятнадцати. И выяснилось, что некоторые детали при максимальной силе ветра вдруг зашевелились, значит, великаны и в натуральную величину не будут спокойно стоять на месте. Реставраторы учли погрешности и придумали, как усилить каркас. Реставрация такого уровня осуществлялась впервые... По словам Вадима Церковникова, на ее первый этап ушло 47,3 миллиона рублей, а было выделено всего 35 миллионов. "Москомнаследие", являвшееся вначале заказчиком реставрационных работ, пребывало в растерянности: что делать с незапланированными тратами? Реставрация остановилась. Сознавая, что начатые работы уникальны и "обкатанных" расценок не существует, заказчики постарались произвести точные расчеты. Как удалось выяснить корреспонденту "РГ" в пресс-службе "Москомнаследия", сейчас эти вопросы решены, финансовых претензий ни к фирме "БИОР", ни лично к Вадиму Церковникову нет. Однако заказчик сменился - теперь им стал "Москапстрой". - Работа по реставрации замерла на подготовительном этапе, - заявил зам. генерального директора АО "Москапстрой" Евгений Чернядьев. - Сделано пока очень мало, как говорится, начать еще и кончить. Хотя, по нашим расчетам, всю работу можно завершить в течение года. Но внятной концепции того, на какой постамент встанут "Рабочий и колхозница", пока нет. За все то, что будет располагаться под ними, несет ответственность другая организация. Допустим, приведем мы памятник в порядок, и где же будем его хранить? И правда, где? За разъяснениями мы обратились в префектуру Северо-Восточного административного округа, на чьей территории прописана стальная пара. - Концепция есть, - успокоила префект Ирина Рабер, - соответствующие документы сейчас разрабатываются. Деньги тоже есть. Если раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке, то согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. При "росте" скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника будет около 60 метров. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Главная цель московских властей и реставраторов - не допустить новодела, вернуть памятнику облик, изначально задуманный Верой Мухиной. Что будет внутри павильона-постамента: конференц-зал, драматический театр, зал для выставок, мемориальный центр, кинотеатр? Этот вопрос решается. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. За все, что будет располагаться под памятником, отвечает инвестор - хозяин многоярусной подземной автостоянки, которая будет "утоплена" под многофункциональным комплексом. Так что в префектуре надеются, что в 2007 году "Рабочий и колхозница" все-таки снова займут свое место. |