|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
«Аэрофлот» торгует небом
29.03.2006 00:01
Вчера еврокомиссар по транспорту Жак Барро потребовал, чтобы наша страна до конца года отменила сборы с иностранных авиакомпаний за пролет по транссибирским маршрутам. В противном случае, угрожает он, Евросоюз заблокирует вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Отечественные чиновники реагируют на это хладнокровно, полагая, что «небесные налоги» с ВТО никак не связаны. Платежи за пролеты над Сибирью были введены еще в 1970 году, когда СССР позволил западным авиакомпаниям использовать свое небо для полетов из Европы в Азию с возможностью дозаправки в Москве. По сей день сибирский маршрут остается наиболее выгодным, поскольку сокращает путь на 8 часов. Однако позже западные компании взяли на вооружение дальнемагистральные самолеты, которым не требовалась московская дозаправка. Ситуация в корне поменялась. Если раньше советские самолеты подбирали в Москве западных пассажиров и везли их далее в азиатском направлении, то теперь нужда в подобных услугах отпала, и, как следствие, сократились доходы тогдашнего советского монополиста под названием «Аэрофлот». Чтобы компенсировать убытки, наш авиаперевозчик потребовал сохранения «сибирской дани», которая потом передалась по наследству нынешнему «Аэрофлоту». По данным специалистов, сегодня компания стрижет с западных коллег от 200 до 400 млн. долларов в год. По идее, такое положение вещей должно сохраниться до 2013 года – именно к этому сроку Минэкономразвития пообещало ЕС полностью отказаться от поборов, однако, как видно, терпение еврочиновников подошло к концу, и уже посыпались серьезные угрозы. Европейцы в своих требованиях ссылаются на Чикагскую конвенцию, согласно которой ни одно государство не имеет права взимать плату за обычный пролет над своей территорией, исключая, конечно, случаи аэронавигационного обслуживания. Россия же, по их словам, снимает сливки дважды. Отечественные чиновники без боя сдаваться не собираются. Как заявил недавно глава Минтранса Игорь Левитин, Россия на полную ликвидацию системы не пойдет, поскольку это никоим образом не связано с ВТО. Глава Минэкономразвития Герман Греф настроен менее воинственно. Он даже пообещал, что «по решению вопроса намечены дальнейшие шаги». Однако, судя по жестким заявлениям г-на Барро, процесс не сдвинулся ни на йоту. Это и понятно: затягивание переговоров России только на руку. Ведь речь идет о существовании крупнейшей национальной авиакомпании. По экспертным оценкам, несмотря на улучшение финансовых показателей, рентабельность «Аэрофлота» держится в решающей степени именно в платежной подпитке западных перевозчиков, летающих через Сибирь. Без нее дела компании могут резко пойти под гору. Россия, активно торгующая свои недрами, не знает, куда деть нефтедоллары. Не готова она отказаться и от воздуходолларов, которые буквально падают с неба. По словам зампредседателя правления Международного союза авиапромышленности Константина Крохина, «мы благодаря своему географическому положению являемся транзитной страной, и это наше конкурентное преимущество, а Европа без всяких на то оснований хочет лишить нас денег, не предложив ничего взамен».
Алексей Киличев, Новые Известия ,
29.03.2006
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |