Вчера правительство публично раскололось. Министр финансов Алексей Кудрин вспомнил расчеты замруководителя аппарата правительства Михаила Копейкина: из-за инфляции стабфонд потеряет к 2008 году свыше 600 млрд. рублей. И заявил: "Нет такого ущерба. Я, конечно, не начальник Михаилу Юрьевичу (Копейкину. - "Газета"), но непрофессиональные заявления требуют реакции. Это бросает тень на правительство, на президента, которые проводят данную политику". За "тень на президента" ответил премьер-министр: "Вы обращаете внимание Копейкина или Фрадкова? - он с трудом сдерживался. - Если Фрадкова, то надо было в другой тональности, в других выражениях".
Неизвестно, какую бы тональность предпочел Михаил Фрадков, но случившаяся перепалка прошла в тональности политического скандала. Суть спора Кудрина с Копейкиным не в том, что происходит со стабфондом сейчас, а в том, должен ли он в принципе приносить прибыль (мнение Копейкина) или его цель - подавлять инфляцию (мнение Кудрина), рубить денежную массу и изымать отрубленное из обращения. Если от теории обратиться к экономической политике, то Фрадков помнит об удвоении ВВП. Для этого все средства хороши, в том числе и раздел стабфонда на собственно стабфонд и инвестиционную часть, что советует премьеру уже не Копейкин, а другой советник, ставший недавно замминистра экономики Андрей Белоусов. Беда в том, что при нынешней инфляции инвестиционные проекты обессмысливаются, значит, первый приоритет - все-таки борьба с инфляцией.
Самое интересное в происшедшем - это борьба за контроль над стабфондом. Схватка за большую полезность президенту - это уже политика. Пока стабфонд контролирует Кудрин. Если появится и будет расти его инвестиционная часть, контроль будет перетекать к Фрадкову и Герману Грефу. Копейкин настаивает на том, чтобы стабфонд контролировали управляющие компании, но тогда возникает вопрос, кто будет контролировать их. И последнее. Копейкин предлагает расширить вложения стабфонда в акции иностранных компаний. Доходность вырастет, но эти компании могут, например, скупить российских конкурентов. Будет весело: иностранный инвестор за деньги российского государства купит российские компании.
Николай Вардуль, Газета ,
3.03.2006