|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Оконное право
2.03.2006 00:01
Как стало известно Ъ, Минпромэнерго и Минэкономразвития согласовали законопроект, ограничивающий доступ иностранных инвесторов к "стратегическим отраслям" экономики, и 9 марта намерены внести его в правительство. После вступления документа в силу крупные инвестиции во все "стратегические отрасли" экономики и российские компании, работающие в них, можно будет делать лишь с одобрения президента страны. В Минпромэнерго это называют "принципом одного окна". Напомним, идея ограничения доступа иностранных инвесторов, высказанная Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию весной 2005 года, считалась аналитиками западных банков одной из серьезнейших угроз инвестиционному климату в России, однако превратиться в согласованный законопроект она не может до сих пор. Конструкцию ограничений разрабатывало Минпромэнерго при участии МЭРТа и Минприроды (ведомство Юрия Трутнева, помимо этого, оформляет ограничения в виде отдельных поправок в закон о недрах), в ней принимали деятельное участие администрация президента, ФСБ и даже представители Федеральной службы охраны. По словам источника Ъ в аппарате правительства, проект закона, разработанный ведомством Виктора Христенко, вносился в правительство в 2005 году три раза, однако всякий раз заворачивался под предлогом несогласованности с профильными ведомствами. По его словам, на этот раз он согласован со всеми ведомствами, за исключением МЭРТа – у Германа Грефа всегда была своя точка зрения на стратегию ограничений. "В Минпромэнерго утверждают, что в последнем варианте все вопросы подчиненных Грефа сняты",– утверждает собеседник Ъ. Сам Герман Греф вчера подтвердил, что "в принципе" согласовал проект документа. По данным Ъ, МЭРТ и Минпромэнерго рассчитывают внести проект на заседание правительства к 9 или 16 марта. Директор департамента правовых отношений Минпромэнерго России Владимир Тараскин вчера подтвердил Ъ, что законопроект "продолжает обсуждаться с МЭРТом", однако основные принципы его уже согласованы. По информации Ъ, Герману Грефу не удалось добиться введения запретительного принципа ограничений, когда список "стратегических" отраслей, предприятий и активов фиксируется по формальным критериям. Был принят подход Виктора Христенко – разрешительный, когда прямое решение о разрешении инвестиций иностранного инвестора принимает президент РФ и правительство. Впрочем, список "стратегических отраслей" (в Минпромэнерго называют их "видами деятельности") будет зафиксирован. "Слабость подхода господина Грефа состоит в том, что четко описать алгоритм отнесения того или иного предприятия к категории стратегических вряд ли возможно. Ситуация постоянно меняется: к примеру, 'Силовые машины' сначала хотели чуть ли не полностью продать иностранцам, затем вектор изменился на прямо противоположный, а затем Siemens все же пустили на блокпакет",– говорит собеседник Ъ в аппарате правительства. Принципы выбора самих юридических лиц, действия которых по получению контроля над "стратегическими" активами могут быть ограничены, обещают быть чрезвычайно жесткими. По словам собеседника Ъ в одном из силовых ведомств, законопроект сейчас предполагает ограничивать в приобретениях активов не только нерезидентов. "Принципов выбора субъектов ограничения три,– говорит он.– Если в юридическом лице 51% контролируется иностранными инвесторами, если то же касается материнской компании юридического лица или же если есть основания полагать, что данная компания действует в интересах иностранцев". В общем случае проект предполагает ограничивать покупку более 25% акций российской компании из "стратегического" списка, однако запрещена может быть любая инвестиция в компании. "Все формулы можно легко обойти: иностранцу, владеющему 25% акций, достаточно привлечь одного-двух граждан России, которые купят две акции, чтобы затем заблокировать любое решение,– заявил Ъ пожелавший остаться неназванным представитель Минпромэнерго, участвовавший в разработке закона.– Это будет специально оговорено". В Минпромэнерго при этом утверждают, что закон обратной силы иметь не будет – уже сделанные инвестиции никто не будет требовать отзывать, не предполагается и национализации "стратегических" активов. Пока крупнейшей отраслью из списка Минпромэнерго, имеющегося в распоряжении Ъ (см. справку на стр. 2), является разработка недр – ограничения коснутся не только нефтегазовой сферы, но и добычи всех видов полезных ископаемых – от алмазов до угля, также ограничены все инвестиции в отрасли естественных монополий. При этом, по словам господина Тараскина, "следует обратить внимание, что в сферу действия законопроекта попадают и сделки с активами организаций, владеющих контрольным пакетом акций российской коммерческой организации". Впрочем, по данным Ъ, как минимум до утра 9 марта в правительстве будет идти активнейшая борьба за то, чтобы список был расширен. Так, судя по словам главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева на вторничной коллегии ФАС, возможно включение в список телекоммуникационных услуг, в частности, сотовой связи. По словам господина Тараскина, перечень "стратегических отраслей", который будет описан в законе, будет "исчерпывающим", то есть закрытым. Разрешать "стратегические" сделки будет лично президент по рекомендации правительства – это в Минпромэнерго называют "принципом одного окна". "Законопроект основан на концепции, известной законодательствам ряда зарубежных стран, таких как США, Испания, Франция, Финляндия и другие",– утверждает представитель Минпромэнерго. Очевидно, что на заседании правительства, которое будет обсуждать проект, будут предприняты и новые попытки скорректировать закон. Так, в Минприроды Ъ вчера заявили, что не все их замечания учтены Минпромэнерго. Впрочем, пока очевидно, что главное уже утверждено: крупные инвестиции во все сырьевые отрасли в России и российские компании, работающие в них, можно будет делать лишь с одобрения правительства и президента. 1-4. Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) информационных систем, телекоммуникационных систем, деятельность по их распространению, техническому обслуживанию, предоставление услуг в области шифрования информации. 5-6. Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи таких средств. 7-16. Разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники, патронов, боеприпасов, их частей, торговля ими. 17. Производство взрывчатых материалов промышленного назначения. 18-19. Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления. 20. Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. 21. Авиационная безопасность. 22. Размещение, сооружение, эксплуатация ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. 26-28. Проектирование, конструирование и изготовление ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и оборудования для них; проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами. 29-33. Создание, производство и эксплуатация космической техники, создание и развитие космической инфраструктуры, запуск и управление полетом космических объектов, предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и эксплуатацией такой техники, а также прием, обработка и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. 34-37. Разработка, производство, ремонт, испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения. 38. Производство (реализация) товара, оказание услуг в условиях естественной монополии. 39. Добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения.
Елена Киселева, Алексей Шаповалов, Дмитрий Бутрин, Владимир Степанов, КоммерсантЪ ,
2.03.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |