Лениградская Правда
3 DECEMBER 2024, TUESDAY
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
Оконное право
2.03.2006 00:01
Как стало известно Ъ, Минпромэнерго и Минэкономразвития согласовали законопроект, ограничивающий доступ иностранных инвесторов к "стратегическим отраслям" экономики, и 9 марта намерены внести его в правительство. После вступления документа в силу крупные инвестиции во все "стратегические отрасли" экономики и российские компании, работающие в них, можно будет делать лишь с одобрения президента страны. В Минпромэнерго это называют "принципом одного окна".

Напомним, идея ограничения доступа иностранных инвесторов, высказанная Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию весной 2005 года, считалась аналитиками западных банков одной из серьезнейших угроз инвестиционному климату в России, однако превратиться в согласованный законопроект она не может до сих пор. Конструкцию ограничений разрабатывало Минпромэнерго при участии МЭРТа и Минприроды (ведомство Юрия Трутнева, помимо этого, оформляет ограничения в виде отдельных поправок в закон о недрах), в ней принимали деятельное участие администрация президента, ФСБ и даже представители Федеральной службы охраны.

По словам источника Ъ в аппарате правительства, проект закона, разработанный ведомством Виктора Христенко, вносился в правительство в 2005 году три раза, однако всякий раз заворачивался под предлогом несогласованности с профильными ведомствами. По его словам, на этот раз он согласован со всеми ведомствами, за исключением МЭРТа – у Германа Грефа всегда была своя точка зрения на стратегию ограничений. "В Минпромэнерго утверждают, что в последнем варианте все вопросы подчиненных Грефа сняты",– утверждает собеседник Ъ. Сам Герман Греф вчера подтвердил, что "в принципе" согласовал проект документа. По данным Ъ, МЭРТ и Минпромэнерго рассчитывают внести проект на заседание правительства к 9 или 16 марта.

Директор департамента правовых отношений Минпромэнерго России Владимир Тараскин вчера подтвердил Ъ, что законопроект "продолжает обсуждаться с МЭРТом", однако основные принципы его уже согласованы. По информации Ъ, Герману Грефу не удалось добиться введения запретительного принципа ограничений, когда список "стратегических" отраслей, предприятий и активов фиксируется по формальным критериям. Был принят подход Виктора Христенко – разрешительный, когда прямое решение о разрешении инвестиций иностранного инвестора принимает президент РФ и правительство. Впрочем, список "стратегических отраслей" (в Минпромэнерго называют их "видами деятельности") будет зафиксирован.

"Слабость подхода господина Грефа состоит в том, что четко описать алгоритм отнесения того или иного предприятия к категории стратегических вряд ли возможно. Ситуация постоянно меняется: к примеру, 'Силовые машины' сначала хотели чуть ли не полностью продать иностранцам, затем вектор изменился на прямо противоположный, а затем Siemens все же пустили на блокпакет",– говорит собеседник Ъ в аппарате правительства.

Принципы выбора самих юридических лиц, действия которых по получению контроля над "стратегическими" активами могут быть ограничены, обещают быть чрезвычайно жесткими. По словам собеседника Ъ в одном из силовых ведомств, законопроект сейчас предполагает ограничивать в приобретениях активов не только нерезидентов. "Принципов выбора субъектов ограничения три,– говорит он.– Если в юридическом лице 51% контролируется иностранными инвесторами, если то же касается материнской компании юридического лица или же если есть основания полагать, что данная компания действует в интересах иностранцев".

В общем случае проект предполагает ограничивать покупку более 25% акций российской компании из "стратегического" списка, однако запрещена может быть любая инвестиция в компании. "Все формулы можно легко обойти: иностранцу, владеющему 25% акций, достаточно привлечь одного-двух граждан России, которые купят две акции, чтобы затем заблокировать любое решение,– заявил Ъ пожелавший остаться неназванным представитель Минпромэнерго, участвовавший в разработке закона.– Это будет специально оговорено". В Минпромэнерго при этом утверждают, что закон обратной силы иметь не будет – уже сделанные инвестиции никто не будет требовать отзывать, не предполагается и национализации "стратегических" активов.

Пока крупнейшей отраслью из списка Минпромэнерго, имеющегося в распоряжении Ъ (см. справку на стр. 2), является разработка недр – ограничения коснутся не только нефтегазовой сферы, но и добычи всех видов полезных ископаемых – от алмазов до угля, также ограничены все инвестиции в отрасли естественных монополий. При этом, по словам господина Тараскина, "следует обратить внимание, что в сферу действия законопроекта попадают и сделки с активами организаций, владеющих контрольным пакетом акций российской коммерческой организации".

Впрочем, по данным Ъ, как минимум до утра 9 марта в правительстве будет идти активнейшая борьба за то, чтобы список был расширен. Так, судя по словам главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева на вторничной коллегии ФАС, возможно включение в список телекоммуникационных услуг, в частности, сотовой связи. По словам господина Тараскина, перечень "стратегических отраслей", который будет описан в законе, будет "исчерпывающим", то есть закрытым. Разрешать "стратегические" сделки будет лично президент по рекомендации правительства – это в Минпромэнерго называют "принципом одного окна".

"Законопроект основан на концепции, известной законодательствам ряда зарубежных стран, таких как США, Испания, Франция, Финляндия и другие",– утверждает представитель Минпромэнерго. Очевидно, что на заседании правительства, которое будет обсуждать проект, будут предприняты и новые попытки скорректировать закон. Так, в Минприроды Ъ вчера заявили, что не все их замечания учтены Минпромэнерго. Впрочем, пока очевидно, что главное уже утверждено: крупные инвестиции во все сырьевые отрасли в России и российские компании, работающие в них, можно будет делать лишь с одобрения правительства и президента.


В каких отраслях будут ограничены иностранные инвестиции

1-4. Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) информационных систем, телекоммуникационных систем, деятельность по их распространению, техническому обслуживанию, предоставление услуг в области шифрования информации.

5-6. Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи таких средств.

7-16. Разработка, производство, ремонт, утилизация вооружения и военной техники, патронов, боеприпасов, их частей, торговля ими.

17. Производство взрывчатых материалов промышленного назначения.

18-19. Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

20. Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

21. Авиационная безопасность.

22. Размещение, сооружение, эксплуатация ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

26-28. Проектирование, конструирование и изготовление ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и оборудования для них; проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

29-33. Создание, производство и эксплуатация космической техники, создание и развитие космической инфраструктуры, запуск и управление полетом космических объектов, предоставление услуг, связанных с созданием, запуском и эксплуатацией такой техники, а также прием, обработка и распространение информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

34-37. Разработка, производство, ремонт, испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.

38. Производство (реализация) товара, оказание услуг в условиях естественной монополии.

39. Добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения.

Елена Киселева, Алексей Шаповалов, Дмитрий Бутрин, Владимир Степанов, КоммерсантЪ , 2.03.2006

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:


Логин
Пароль

Архив Ленправды
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
05 12
2001
10
2000
10
1999
04
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
10 11
    ТЕМЫ ДНЯ          НОВОСТИ          ДАЙДЖЕСТ          ИХ НРАВЫ          КТО ЕСТЬ КТО          БУДНИ СЕВЕРО-ЗАПАДА          РЕДАКЦИЯ     
© 2001-2024, Ленправда
info@lenpravda.ru