|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Закон подгонят под указ
21.02.2006 00:01
Совет Государственной думы примет сегодня решение о дате рассмотрения палатой поправок к закону "О противодействии терроризму". Вчера комитет Госдумы по безопасности одобрил поправки к законопроекту, которые фактически приводят его в соответствие с указом президента о создании Национального антитеррористического комитета (НАК) во главе с директором ФСБ. Комитет по безопасности рекомендовал палате принять законопроект во втором чтении 22 февраля. Напомним, от сроков вступления документа в силу зависит начало работы НАК – эта норма прописана в президентском указе. Законопроект "О противодействии терроризму" был принят Думой в первом чтении в декабре 2004 года, через три месяца после теракта в Беслане. Жесткий вариант документа, в котором содержались ограничения на работу средств массовой информации в зоне теракта, а также вводился запрет на проведение массовых мероприятий в случае объявления "режима террористической опасности", в январе 2005 года был раскритикован президентом. Владимир Путин направил в Думу письмо, в котором, в частности, потребовал исключить из законопроекта статью, ограничивающую деятельность СМИ, а также дополнить документ статьей о возможном участии в антитеррористических операциях вооруженных сил. Не устроила президента и статья о создании федеральной антитеррористической комиссии, которая, по мнению главы государства, не имела четкого статуса,– в качестве решения вопроса Владимир Путин предложил отнести формирование любой антитеррористической структуры к компетенции президента. В итоге законопроект пролежал в комитете год: профильный комитет по безопасности не раз возвращался к его обсуждению, но окончательный вариант законопроекта ко второму чтению так и не появился. Однако неделю назад стало ясно, что законопроект будет принят во втором чтении в кратчайшие сроки. На прошлой неделе глава государства издал указ о создании Национального антитеррористического комитета (см. Ъ от 17 февраля). Помимо норм, прописывающих полномочия и состав НАК, в документе содержится положение, согласно которому указ вступает в силу после принятия закона "О противодействии терроризму". Таким образом, комитету по безопасности пришлось реанимировать документ в срочном порядке. Между тем поправки, одобренные ко второму чтению, не только приводят документ в соответствие с президентским указом, но и меняют понятие "терроризм" и формулировки, с ним связанные. Так, в варианте второго чтения законопроектом не только устанавливаются "правовые и организационные основы борьбы с терроризмом", но и вводится понятие "профилактика терроризма и борьбы с ним". Что входит в перечень профилактических мер, в документе не уточняется. Другое новшество связано с определением "террористический акт": если в варианте первого чтения под теракт подпадали "совершенные отдельным лицом либо группой лиц действия, связанные с гибелью, ограничением свободы людей или причинением вреда их здоровью", то в варианте второго чтения под понятие "теракт" подпадают "поджог, совершение взрыва или иных действий, связанных с устрашением населения". Во исполнение требований президента в варианте второго чтения появились статьи об условиях применения вооруженных сил в ходе антитеррористической операции. В частности, ВС применяются с привлечением боевой техники на суше, в воздухе и на воде с правом ликвидации любого объекта, представляющего угрозу безопасности. При этом решение о применении, характере использования, численности и отзыве ВС принимается президентом, а не правительством, как было предусмотрено в варианте первого чтения. За рамки компетенции правительства также выведено право на принятие решения о начале и завершении проведения контртеррористической операции. В варианте второго чтения это решение отдано в компетенцию главы ФСБ, который несет "персональную" ответственность за проведение операции. Так, в число задач руководителя контртеррористической операции входит не только формирование оперативного штаба с определением функций входящих в него должностных лиц, но и назначение представителя оперативного штаба, ответственного за контакты со СМИ. Несмотря на то что по требованию президента из законопроекта исчезла нашумевшая статья о деятельности СМИ в ходе проведения контртеррористической операции (в ней содержались существенные ограничения на доступ и распространение информации), полномочия представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связей со СМИ, в законопроекте не прописаны. А учитывая, что представитель штаба подчиняется его руководителю, затруднения с освещением операции у СМИ все-таки могут возникнуть: именно руководитель штаба (глава ФСБ) определяет территории и объекты, доступ к которым ограничен либо запрещен. Кроме того, глава ФСБ осуществляет руководство частями и соединениями вооруженных сил, участвующих в операции, руководит сотрудниками органов внутренних дел, органов юстиции и гражданской обороны. Пресечение террористического акта в варианте второго чтения осуществляется силами ФСБ. То есть именно этот орган исполнительной власти в соответствии с новым указом президента становится основным антитеррористическим ведомством. Сегодня совет думы должен поставить законопроект в повестку дня пленарного заседания на среду. В случае если законопроект будет принят во втором чтении 22 февраля, депутаты намерены на дополнительном пленарном заседании 26 февраля принять его в целом.
Сюзанна Фаризова, КоммерсантЪ ,
21.02.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |