| После потери советской военной и экономической мощи у России осталось лишь несколько рычагов влияния на окружающий мир. Рост цен на энергоресурсы предоставил Москве новые возможности. Россия обладает |
30% общемировых запасов газа и 10% нефтяных запасов. Добыча же нефти и газа в остальной части Европы сокращается, и через несколько лет ЕС будет импортировать примерно половину всего необходимого газа из России. Это дает ей очень мощный рычаг воздействия на своих соседей, и президент Путин ясно демонстрирует свое желание этот рычаг использовать.
Резкое повышение цены на газ для ряда стран Восточной Европы вызвало всплеск негодования в некоторых кругах западной прессы, особенно после того, как Россия стала председательствовать в "большой восьмерке". Как писала "Дейли телеграф", "методы гангстерства и шантажа, используемые сейчас "Газпромом", являются наследием советской эпохи... Запад должен заявить России напрямую, что такое поведение неприемлемо, если она хочет оставаться членом клуба цивилизованных государств".
Однако "неприемлемое поведение" "Газпрома" в политике повышения цены на газ вполне соответствует тем требованиям, которые предъявляются России Евросоюзом вот уже несколько лет.
Первоначальный скачок цены за газ с 50 до 230 долларов, несомненно, был неоправданно велик, но, в конечном счете, именно такую цену и платят за него потребители в странах Западной Европы. Продажа газа по 50 долларов за 1 куб.м идет в ущерб интересам "Газпрома".
Так как "Газпром" - государственная компания, государство при определенных обстоятельствах готово было нести определенный ущерб, удерживая низкие цены на газ: на внутреннем рынке - для субсидирования отечественного производителя, на внешнем - для подкупа потенциальных союзников.
Вы вправе сказать, что это исключительно дело "Газпрома" - нести ущерб по своим контрактам или нет. Однако с этим не согласен Евросоюз, который постоянно во все вмешивается и уже много лет требует, чтобы российские компании перестали получать энергоносители по заниженным ценам, а получали их по рыночным. Что касается потребления нефти, то, по большому счету, это уже случилось. А вот в газовой промышленности и электроэнергетическом секторе - нет. Поэтому "Газпром" и РАО "ЕЭС" и находятся под пристальным вниманием европейского экономического сообщества.
В октябре 2000 года ЕС и Россия положили начало целой серии двусторонних встреч под общим названием "Россия - ЕС: Энергетический диалог". Для ЕС целью этого диалога является реформирование монополистической системы российской газовой промышленности и электроэнергетического сектора, открытие их для европейских инвесторов, усиление работы по обеспечению защиты окружающей среды и обеспечение поставки энергоресурсов в Европу. Целью России является получение долгосрочных контрактов на экспорт российских энергоресурсов, привлечение европейских инвесторов и гарантирование неограниченного экспорта российской продукции на европейские рынки.
Одновременно с диалогом по энергетике имели место и переговоры ЕС и России о вступлении последней в ВТО. К досаде России, ЕС связал воедино два переговорных процесса и потребовал от России либерализации цен на энергоресурсы в качестве одного из условий поддержки со своей стороны в вопросе вступления России в ВТО.
ЕС в настоящее время проводит политику либерализации собственной энергетической промышленности. И российская привычка подписывать долгосрочные соглашения с различными для каждой страны уровнями цен несовместима с поставленной ЕС целью создать общеевропейский свободный рынок энергоресурсов. Поэтому маркетизация энергетики России, то есть приведение ее в состояние, при котором действуют принципы свободной торговли, является очень важной задачей для европейцев.
Что касается охраны окружающей среды, ЕС долго и упорно оказывал давление на Россию, что в результате привело к успеху - ратификации ею Киотского протокола. В соответствии с ним выброс углерода уменьшится, что приведет к повышению цены на энергоресурсы в качестве стимула для снижения потребления нефти и газа. В результате этого Россия пришла к выводу о преимуществах высоких цен и в мае 2004 года заключила с европейцами компромиссное соглашение. ЕС согласился поддержать Россию при вступлении в ВТО, а в обмен на это Россия пообещала увеличить цену на газ для отечественных потребителей вдвое к 2010 году.
Таким образом, повышение цены на газ со стороны России полностью соответствует требованиям и желаниям Запада и является показателем завершения процесса создания рыночной экономики в России, на Украине и в других странах СНГ, а также признаком прогресса в выполнении страной обязательств в рамках Киотского протокола.
Однако экономические причины не могут полностью ответить на вопрос, почему "Газпром" повел себя таким образом. Дело в том, что Путин, похоже, продолжает считать, что основой возрождения России может стать установление сильного централизованного управления. Слабое управление являлось проблемой России на протяжении всей ее истории и слишком часто становилось причиной экономического и социального разлада. Исходя из этого, Путин пытается вернуть наиболее важные экономические ресурсы страны (нефтяную и газовую промышленность) под крыло государства.
Данное обстоятельство и вызывает возмущение. Но, по правде говоря, все основные державы предоставляют субсидии и помощь своим союзникам, а также пытаются наказать и принуждать к согласию других. Как заявил Ерик Краус, главный специалист в брокерской фирме "Совлинк Секьюритиз" (Sovlink Securities) в Москве, "Россия не обязана субсидировать страны, которые демонстрируют открытую враждебность по отношению к ней. Американцы, французы или немцы предоставляют свою помощь только определенным странам, а не всем подряд. Они помогают Египту, но не предоставляют субсидий Сирии. Разве это дает Сирии право жаловаться и говорить, что это несправедливо? Россия имеет право выбирать, кому предоставлять субсидии исходя из своих геополитических взглядов. Это ее суверенное право".
Путин проводит политику, направленную на достижение национальных интересов страны, и осуществляет ее в одностороннем порядке, без оглядки на международное мнение. Однако сама по себе эта политика не сильно отличается от политики других государств. Более того, приведение энергетической политики в соответствие с рыночными принципами и общей политикой российского президента согласуется с требованиями самих европейцев, которые они предъявляли России на протяжении многих лет.
"Спектэйтор", Великобритания
Публикуется в сокращении
Пол Робинсон, Известия.ру ,
14.02.2006