|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Дмитрий Медведев: Нацпроекты в режиме ручного управления
13.02.2006 00:01
С 1 февраля начались первые выплаты в рамках национальных проектов. С какими сложностями сталкивается правительство при реализации нацпроектов, будут ли реформированы отрасли, в которые сейчас направляются огромные средства, как бороться с клановостью в строительном бизнесе, с этими и другими вопросами "РГ" обратилась к первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву.
Российская газета| Дмитрий Анатольевич, почти пять месяцев прошло с момента появления идеи национальных проектов, сейчас начались выплаты в рамках национальных проектов. В ходе их исполнения уже выявились какие-то сложности? Дмитрий Медведев| Действительно, выплаты начались в рамках двух национальных проектов: по улучшению качества медицинского обслуживания и по проекту, связанному с образованием. Выплаты идут нормально, я бы сказал, штатно. Никаких существенных сложностей я пока не вижу. Определенные вопросы могут возникать у регионов, например, по поводу того, как рассчитывать денежные надбавки. Для этого в правительстве существуют профильные ведомства, которые на соответствующие вопросы должны давать ответы. Что они, собственно, и делают сейчас: рассылают методические указания, в том числе и на эту тему. РГ| А по остальным национальным проектам с какими проблемами вы сталкиваетесь? Медведев| Проблемы всегда есть. Проекты объемные, долгосрочные. Например, приоритет "Доступное жилье" вообще рассчитан на очень длительный срок. Постоянно возникает необходимость в оперативной настройке той или иной конструкции. Но в целом я могу сказать, что никаких крупных проблем, которые бы свидетельствовали о том, что мы выбрали неверные ориентиры, нет. РГ| Чем национальные проекты вообще отличаются от федеральных целевых программ? Медведев| Во-первых, различие заложено в самом определении. Национальные проекты - это приоритеты развития страны, а федеральные целевые программы - просто важные задачи. Приоритетов много быть не может. Ни одна страна, даже самая богатая, не выдержит более пяти-шести приоритетов. А федеральных целевых программ может быть сколько угодно. Были бы средства. Во-вторых, реализация национальных проектов находится непосредственно под контролем президента. За всеми федеральными целевыми программами должно следить правительство - это его прямая обязанность. В-третьих, национальные проекты имеют более короткий срок исполнения (это, правда, не касается проекта "Доступное жилье"). И, наконец, национальные приоритеты построены по принципу проектного управления с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля. Исполнение же ФЦП осуществляется в рамках соответствующего министерства. РГ| Но почему тогда реформирование - как отдельная составляющая - выпало из национальных проектов? Еще в 2003 году говорили о пяти национальных проектах: образование, медицина, доступное жилье, ипотека для военнослужащих и Калининград, которые предполагали серьезные структурные изменения в этих областях. Спустя два года были взяты почти те же направления: образование, медицина, доступное жилье, сельское хозяйство, но проведение реформ в этих отраслях не планируется, а вместо этого собираются закачать огромные средства. Медведев| Я бы не рассматривал национальные проекты как банальную "закачку" денег в те или иные отрасли. Смысл нацпроектов совершенно в другом. Об этом недавно говорил президент во время большой пресс-конференции. Нацпроекты - это своего рода целеуказание и, одновременно, инструмент. Если хотите, нацпроекты - это индикаторы, показывающие те сферы жизни, в которых у нас существуют наиболее серьезные проблемы и где мы должны сконцентрировать все наши усилия. Нацпроекты ни в коем случае нельзя рассматривать как разверстывание денег по регионам, по конкретным потребителям. РГ| Но пока это выглядит именно так. Медведев| Национальные проекты немыслимы вне контекста модернизации всех отраслей, которые они затрагивают. Очевидно, что сами по себе проекты не могут кардинально поменять ситуацию, например, в здравоохранении и образовании. Несколько иначе дело обстоит в проекте "Доступное жилье", при помощи которого мы хотим решить задачу в системном плане, а не просто дать кому-то квартиры и этим ограничиться. Но здравоохранение, образование - здесь, безусловно, необходимо подумать о том, чтобы параллельно с национальными проектами, на которые у нас сегодня есть и силы, и средства, провести модернизацию этих отраслей. Дело это непростое, поскольку затрагивает интересы миллионов наших граждан, в основном - бюджетников. И приступать к нему нужно предельно аккуратно, чтобы ни в коем случае не сделать людям хуже, даже руководствуясь самыми благими пожеланиями. При этом мы не должны разбалансировать бюджетный механизм в целом. Делать это, на мой взгляд, лучше в режиме пилотного апробирования соответствующих предложений. РГ| А эти предложения вообще существуют? Медведев| Существуют. РГ| И в чем они заключаются? Медведев| Они состоят в том, чтобы изменить систему работы бюджетных учреждений за счет создания новой организационной формы - так называемого автономного учреждения, которое будет наделено большей финансовой и организационной самостоятельностью. Одновременно деятельность этого учреждения не будет столь обременительной для бюджета, как сейчас. Также существует набор предложений по изменению системы финансирования бюджетной сферы в образовании и здравоохранении. В частности, имеется в виду развернутый переход к системе обязательного медицинского страхования, к нормативной системе оплаты труда в образовании. Национальные проекты немыслимы вне контекста модернизации всех отраслей, которые они затрагивают Но это не означает, что одним росчерком пера образование и медицина перейдут к работе на новой основе. Часть учреждений будет продолжать работать по старой схеме. Какая-то часть со временем перейдет на новые принципы распределения бюджетных и иных ресурсов, в том числе лишившись субсидиарной ответственности государства по их долгам. Но все это надо делать, повторяю, чрезвычайно аккуратно. В случае если пакет предложений по модернизации медицины и образования превратится в законы, он должен пройти пилотное апробирование в нескольких регионах. Причем регионы должны сами заявить о готовности к проведению этого эксперимента. Ни в коем случае нельзя навязывать новые бюджетные конструкции из Москвы. Надо, чтобы наши субъекты и, соответственно, муниципалитеты вызрели для внедрения новых подходов. РГ| Но муниципалитеты находятся в зачаточном состоянии... Медведев| Закон о местном самоуправлении предусматривает трехлетний период для формирования полноценной муниципальной власти. И рано или поздно муниципалитеты будут способны этим заниматься, тем более что значительное число учреждений сегодня имеет муниципальный характер. РГ| Если учитывать трехлетний переходный период на "раскрутку" муниципалитетов, получается, что процесс реформирования в рамках двух нацпроектов, касающихся образования и медицины, будет отнесен на следующий президентский цикл? Медведев| Если будет принято соответствующее решение, значительную часть вещей, которая задаст новое направление развитию социальной сферы, мы вполне можем сделать прямо в этом году. И это будет весомым и системным дополнением к нацпроектам. РГ| А если отойти от бюджетной сферы. Пожалуй, самый туманный нацпроект - в сфере сельского хозяйства. Каким образом будут достигаться его цели - преодоление демографического кризиса в отрасли, борьба с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, развитие животноводства, а также стимулирование развития малых форм агробизнеса? Медведев| Проект в области АПК является индикатором того, какие проблемы существуют в сельском хозяйстве. Во-первых, развитие животноводства. С этим у нас беда. Поэтому государство приняло решение инвестировать средства путем предоставления кредитов на строительство животноводческих ферм на льготных условиях сроком до 8 лет, увеличить поставки хозяйствам по лизингу племенного скота и техники. Во-вторых, развитие малых форм хозяйствования на селе. Денег на их раскрутку никто не дает. Но можно им помочь встать на ноги, обеспечив финансирование с субсидированием процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. Одновременно необходимо создание сети снабженческо-сбытовых кооперативов на селе, инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования. В-третьих, нам необходимо решать социальные задачи на селе. Специалисты-аграрии и сельская интеллигенция продолжают уезжать из деревни. Чтобы остановить этот процесс, мы должны строить дома, помогать создавать хозяйства на селе. РГ| А когда люди результат почувствуют? Медведев| Я думаю, что люди могут получить результат уже в этом году. Кредиты-то уже пошли. Если есть деньги, можно развиваться. Даже в развитых странах государство, как правило, помогает своему аграрному сектору, дотирует кредитные ставки, отдельные сферы сельскохозяйственного производства и даже иногда списывает долги. Поэтому ничего удивительного или сверхнового мы в этой области не делаем. Просто даем толчок - причем абсолютно рыночный - развитию села. РГ| О селе... Уровень газификации в сельской местности сегодня оставляет желать лучшего. Не так давно было заявлено о еще одном приоритетном направлении - нормальное, качественное газоснабжение регионов. Медведев| Газификация села сегодня на уровне 34%. Очевидно, что такое положение дел необходимо было срочно менять. Крайне своевременным стало решение "Газпрома" создать собственную масштабную программу газификации регионов на 2005-2007 годы. В соответствии с ней уровень газификации должен повыситься до 60%, а на селе - до 42%. Будет газифицировано около 20 тысяч больниц, детских садов и школ. В целом по России должны улучшиться условия жизни около 11 млн. граждан. Это крупный социальный проект, и он органично связан с приоритетными национальными проектами. РГ| Как признают в Кремле, проект "Доступное жилье" - самый труднореализуемый. Если три других завязаны в основном на наличие денег в бюджете, то успешность "Доступного жилья" зависит и от состояния банковской системы, и от показателей инфляции. Как, учитывая состояние банковской системы и постоянно выбивающуюся за отведенные ей бюджетом рамки инфляцию, планируется стимулировать снижение ставок по ипотечному кредитованию? Медведев| Проект действительно самый сложный, самый длинный. Рассчитывать на решение жилищной проблемы за год-два было бы просто наивно. Но проект тем и интересен, что направлен в будущее. Одно из его направлений - увеличение объемов ипотечного кредитования. В 2006 году кредитов должно быть выдано 108 миллиардов рублей, в 2007 году - 151 миллиард. Одновременно должно происходить уменьшение ставки по ипотечным кредитам до 12 процентов годовых в рублях в 2006 году, до 11 процентов - в 2007 году. Конечно, ее нужно снижать и дальше. Чтобы ипотека стала доступной широким слоям населения, ставка по кредитам должна колебаться в амплитуде от 6 до 8 процентов. РГ| Но для этого инфляция должна быть еще меньше. Медведев| Безусловно. Поэтому решение вопросов, связанных с проектом "Доступное жилье", неразрывно связано и с контролем за макроэкономическими показателями. Невозможно вбросить большие деньги в тот или иной сектор и сидеть и смотреть на то, что с этими деньгами будет происходить. Либо их инфляция съест, либо стоимость жилья возрастет на столько, что люди просто не захотят такое жилье приобретать. И такие тенденции есть. Но с ними можно бороться. "Управление" ипотечными кредитами осуществляется не только через макроэкономические факторы. Действует специальное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, уставный капитал которого будет увеличен на 3,7 миллиарда рублей в 2006 году, а в 2007 году будет увеличен до 4,5 миллиарда. Государственные гарантии агентству будут предоставлены на 30 миллиардов рублей, 14 млрд. из которых поступят в 2006-м, а 16 млрд. - в 2007-м. Эти гарантии, в том числе, также должны способствовать уменьшению кредитной ставки по ипотеке. Есть еще одна часть в проекте "Доступное жилье". Это - увеличение объемов инвестиций в жилищное строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры. По кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой планируется предоставить госгарантии на 12,5 миллиарда в 2006 году и на 17,5 млрд. - в 2007-м, а также выделить 5,5 млрд. рублей на субсидирование процентных ставок заемщикам. РГ| Но ведь дело не только в этом. Себестоимость жилья увеличивают еще и административные барьеры на местах. Но еще два года назад поправки в Градостроительный кодекс, которые могли бы снять эти барьеры, не прошли через Думу. Каким образом будет осуществляться борьба с клановостью в строительном бизнесе, о которой много говорилось на заседании совета по реализации национальных проектов? Медведев| Строительный бизнес во всем мире не до конца прозрачен. То же самое относится и к России. Есть два инструмента борьбы с клановостью в строительном бизнесе, да и вообще в предпринимательстве. Первый - уголовно-правовой. Если есть факты совершения махинаций с земельными участками, с коммунальной инфраструктурой, нужно просто применять всю мощь уголовного закона и не стесняться этого. Второй инструмент - гражданско-правовой. Обязанность государства - создавать такие процедуры, которые будут делать строительный бизнес максимально открытым. И я считаю, что сейчас можно было бы вернуться к обсуждению необходимых поправок в Градостроительный кодекс, создающих условия для проведения прозрачных процедур, связанных с торгами земельными участками для строительства. К сожалению, в ряде случаев мы оказались не готовы к нормальным механизмам саморегуляции. К примеру, к разрешениям на строительную деятельность в том виде, в котором они существовали длительное время, настолько привыкли, что, кажется, без них и работу-то начать невозможно. А ведь на этом паразитирует значительное число чиновников. Та же самая история с распределением земельных участков. В крупных городах, особенно там, где стоимость земли сильно выросла в последнее время, нынешняя система распределения земли, когда участки под строительство получают "свои", а потом перепродают их втридорога, настолько выгодна для определенного класса госслужащих, что они оказывают серьезное сопротивление попыткам ее ликвидировать. Но в рамках проекта "Доступное жилье" разработан комплекс мер по сокращению административных барьеров и развитию рыночной инфраструктуры, который, я надеюсь, снимет остроту проблемы. РГ| Все, кто имеет отношение к реализации нацпроектов, говорят, что существует опасность разворовывания средств. Такие попытки уже предпринимались? Медведев| Пока ни о каких случаях нарушений при использовании средств, выделенных в рамках национальных проектов, мне не известно. РГ| Уже проводятся конкурсы за закупку медицинского оборудования. Где гарантия их прозрачности? Медведев| Где гарантия того, что конкурсы будут проходить без откатов и в результате будут выбраны лучшие производители, которые дадут лучшие цены? Гарантией является ежедневный, если хотите, занудный контроль за всеми этапами этого процесса. Ничего другого человечество не изобрело. Мы не можем создать специальную полицию, следящую за исполнением нацпроектов, или новую прокуратуру. Контроль должен осуществляться в рамках существующих структур. И правительство, и парламент, в том числе Счетная палата, и прокуратура, и другие правоохранительные органы, и общество должны следить за расходованием средств. Состав конкурсной комиссии как раз включает представителей всех вышеперечисленных ведомств. Уже есть предварительные итоги проведенных конкурсов, и они, в общем-то, неплохие - потенциальные поставщики заявили приличные скидки на оборудование. Где гарантия, что после того, как лучшие производители привезут к нам свое оборудование, оно не будет разворовано на местах? Субъекты Федерации должны следить за тем, чтобы поставленное оборудование не исчезло, а было смонтировано. В конце концов регионы сами в этом заинтересованы. Где гарантия, что на смонтированном оборудовании будут работать квалифицированные специалисты? Если регион сделал заявку, например, на строительство высокотехнологичного медицинского центра, в который будет закуплено новейшее медицинское оборудование, то этот субъект Федерации должен располагать врачебным персоналом, способным работать на поставляемом оборудовании, а если надо - обучать людей. Просто так коллекционировать железный хлам нет смысла. РГ| Возвращаясь, к национальным проектам в целом, культура - это уже еще один национальный проект? Медведев| Культура и наука достойны быть национальным проектом. Но для того чтобы, например, культура превратилась в полноценный проект, необходимо ответить на вопросы: в какие сферы вкладывать деньги? На каких условиях? Кто займется управлением проектом и какого финального результата от его реализации мы ожидаем? Когда будут подготовлены соответствующие предложения, когда они будут обсчитаны и интегрированы в другую проектную работу, тогда можно будет говорить о появлении нового национального приоритета, который, кстати, мог бы, как и медицина, и образование, сопровождаться модернизацией. РГ| Но, помимо культуры и науки, называют и другие сферы, которые могут претендовать на "звание" нацпроекта, например, рыбная отрасль. Не грозит ли это выхолащиванием самой идеи нацпроектов? Медведев| Такие идеи размывают смысл национальных приоритетов. Даже при нынешнем количестве нацпроектов, при всех использованных для их реализации административных ресурсах мы понимаем - это очень сложная работа, иногда требующая, что называется, управления в ручном режиме. РГ| Провозглашая национальные проекты, властью в конечном счете ставилась задача повышения уровня жизни людей. Не "съест" ли все "инвестиции в человека" переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ? Медведев| Нет, не съест. Если мы будем действовать грамотно, аккуратно и в кооперации с регионами. РГ| Национальные проекты - это "левый поворот"? Медведев| Вместе с системными решениями по модернизации соответствующих сфер деятельности национальные проекты - это движение к эффективному здравоохранению, образованию, сельскому хозяйству и развитому рынку жилья. Иначе через десять-пятнадцать лет придется снова браться за подготовку национальных приоритетов в тех же отраслях.
В рамках национальных проектов в ближайшие два года планируется: В здравоохранении: - повышение уровня квалификации врачей участковой службы (увеличение количества врачей, прошедших подготовку, на 13 848); - повышение уровня обеспеченности населения участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами и врачами общей (семейной) практики, включая медицинских сестер, работающих с ними, снижение коэффициента оснащения до 1,1; сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до 1 недели; обновление парка санитарного автотранспорта Службы скорой медицинской помощи на 12 120 машин; предотвращение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией не менее чем на 1000 человек в год; снижение заболеваемости гепатитом В не менее чем в 3 раза, краснухой - не менее чем в 10 раз, гриппом в период эпидемии; ликвидация врожденной краснухи; введение двух скрининговых программ по раннему выявлению наследственных болезней у новорожденных; снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний и снижение временной нетрудоспособности не менее чем на 30%; - в четыре раза увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет повышения обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью к 2008 году до 45%. В образовании: - оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам и 6000 школ, а также талантливой молодежи, предполагающей предоставление ежегодно 2500 грантов, поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 рублей; - подключение всех школ к Сети Интернет; - создание в России двух университетских центров в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ в Московском регионе и г. Санкт-Петербурге; - выплата дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство не менее 900 тыс. классных руководителей; - создание в воинских частях 100 учебных центров начального профобразования для военнослужащих срочной службы и организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных силах РФ (включая выплату им стипендий); - реализация проекта "Сельский школьный автобус", в рамках которого в 2006-2007 годах субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии на приобретение ежегодно не менее 3500 школьных автобусов на условиях паритетного финансирования. В жилищной сфере: - улучшение жилищных условий 69,5 тыс. молодых семей, из них 27,8 тыс. - в 2006 году, а также 76,2 тыс. семей, включая ветеранов и инвалидов, перед которыми имеются государственные обязательства по предоставлению жилья; - увеличение объемов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (в 2006 году объем выданных ипотечных кредитов составит 108 млрд. руб., в 2007-м - 151 млрд. рублей), а также снижение в 2006 году ставки по ипотечным кредитам до 12% годовых в рублях, а в 2007-м - до 11%; - увеличение годового объема ввода жилья в 2006 году до 49,8 млн. кв. м, в том числе 4,3 млн. кв.м - за счет мероприятий проекта, и до 56,3 млн. кв.м, в том числе 7,8 млн. кв. м - за счет мероприятий проекта в 2007 году; а также увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры до 55%. На селе: - увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота на уровне не ниже 2005 года; - увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6%; - ввод 1392,9 тыс. кв.м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов (или их семей) на селе.
Марина Волкова , Российская газета ,
13.02.2006
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|
|
||||||||
© 2001-2024, Ленправда info@lenpravda.ru |